ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ВУЗа


<<< НАЗАД

ДАЛЕЕ >>>

      Директивой МО СССР от 3 февраля 1953 года Штабу ПВО Киевского района было поручено в течение трёх месяцев сформировать училище и начать учебный процесс. Естественно, что без помощи ЦК КПУ, Правительства республики и руководителей города, за такой короткий срок, нельзя было бы качественно выполнить директивные задачи по созданию в столице УССР, г. Киеве, нового ВВУЗа.

   25 апреля 1953 года училище было сформировано, и этот день приказом МО СССР установлен ежегодным праздником коллектива ВВУЗа. Училище разместилось в Шевченковском районе г. Киева на улице Мельникова 81, недалеко от печально известного Бабьего Яра. Назову имена тех, кто, не жалея сил и здоровья, трудился, создавая весной 1953 года кафедры, отделы, службы, учебно-материальную базу, подготавливая жилой фонд, формируя коллективы постоянного и переменного состава:

·          и.о. начальника училища  генерал-майор артиллерии Морозов И.Ф.,

·          заместитель начальника училища по научной и учебной работе к.т.н., доцент, генерал-майор инженерно-технической службы (ИТС) Румянцев М.В.,

·          начальник политического отдела полковник Голубев И.Я., начальник учебного отдела полковник Балясников В.Н.,

·          начальник отдела кадров полковник Ципа В.П.,

·          начальник строевого отдела полковник Топчий М.А.,

·          начальники факультетов генерал-майоры ИТС Париков П.З, и Грибакин П.С.,

·          начальники кафедр полковники Кебадзе В.С., Ярхунов В.М., Ермаков А.И., Рог И.К., Садовин Н.В.,Нежинский Г.И., подполковник Замарёнов Б.К..

·          заведующие кафедр, служащие СА, доценты Осипов П.Н., Савченко С.В., Пешехонова В.Е., Городецкий П.Г.,

·          начальники курсов подполковники Дунский Г.П., Островский Е.А., Панченко В.Н., Чернявский В.Л.

·          и многие другие офицеры учебного, технического отделов и служб тыла во главе с полковниками Царёвым П.К. и Субботским Н.Г.

      В частях и соединениях войск ПВО были отобраны военнослужащие срочной службы из рядового и сержантского состава, имевшие среднее образование и выразившие желание учиться в КВИРТУ. Военнослужащие, выдержавшие вступительные экзамены, стали слушателями первого курса, а несколько позже, в училище прибыли слушатели-офицеры, учившиеся в других ВУЗах МО СССР и из них был сформирован второй курс. Учебный процесс на первых курсах двух факультетов начался 4 мая 1953 года, ровно через три месяца, как и предписывалось в Директиве МО СССР. Занятия на вторых курсах начались осенью, 1 октября, открывал их прибывший в конце лета и возглавивший коллектив ВВУЗа первый начальник КВИРТУ ПВО генерал-майор артиллерии Короленко И.Ф. Генерал Морозов приступил к исполнению своих обязанностей, заместителя начальника училища. К этому времени в коллективе профессорско-преподавательского состава ВУЗа работало 8 кандидатов наук и четыре доцента, функционировали кафедры: общей тактики, военного искусства, боевого применения РТВ, высшей математики, физики, химии, механики (автоподготовки), начертательной геометрии, иностранного языка, теоретических основ электротехники и радиотехники, марксизма-ленинизма, физической культуры и спорта.

      Параллельно с учебным процессом шла настойчивая и кропотливая работа по созданию учебно-лабораторной базы, общеинженерных и профилирующих кафедр, обеспечению слушателей необходимыми учебниками, методическими пособиями, научно-технической и другой литературой через созданные техническую, специальную и художественную библиотеки, установке практической связи по вопросам учебно-методической и научной работы с другими ВУЗами Киева, в первую очередь, с многоопытными коллективами КГУ и КПИ, которые оказали училищу большую помощь в становлении общенаучных и общеинженерных кафедр. Особо хочу отметить в этом плане плодотворную работу доктора физико-математических наук, профессора Страшкевича А.М. на кафедре физике и профессора Положий Г.Н. на кафедре высшей математике.

      В конце ноября 1953 года в училище были проведены первые семестровые экзамены на первых курсах. Более 50% слушателей сдали экзамены по высшей математике, физике, начертательной геометрии, химии и марксизму-ленинизму на отлично и хорошо, Однако много оказалось и слабоуспевающих, неудовлетворительные оценки получили 18% первокурсников, почти каждый пятый. Но бывшие солдаты и сержанты горели желанием учиться и стать офицерами, поэтому преподаватели работали буквально с каждым неуспевающим. Подавляющее большинство из них ликвидировало учебную задолженность и в дальнейшем успешно освоили программу ВУЗа и стали хорошими офицерами-инженерами. Но четверо первокурсников так и не осилили высшую математику и физику, их пришлось отчислить из ВУЗа по неуспеваемости. В училище зарождалась хорошая традиция: особо внимательного, человеческого отношения со стороны командования и профессорско-преподавательского состава к каждому слушателю. Генерал Румянцев, ставший первым профессором в училище, предложил коллективу ВУЗа жить по формуле: "Знания, культура, творчество, красота". Он умело убедил и постоянный, и переменный состав, что данная философская формула может эффективно работать в условиях одного из древнейших и замечательных городов мира, крупного научного и культурного центра страны, Киева. Ведь знания - фундамент жизни каждого, культура - здание жизни общества, творчество – движитель жизни личности, а красота - душа жизни человечества. Постоянно совершенствуя составляющие формулы, можно качественно решать не только любые задачи, но и познать, что такое счастье. Вот почему надо постоянно учиться, накапливать знания, ибо нельзя предугадать, что в жизни пригодится. И не забывать, что выявление человеческого в людях можно осуществить только в процессе обучения их. Ведь совершенствование человека происходит в учёбе и труде. Следовательно, нет особой разницы между учителем и учеником, хорошим педагогом оказывается тот, кто постоянно учится сам. Вот какие генералы стояли у руля КВИРТУ ПВО. Его любимая поговорка: "Учиться и не размышлять - пустая трата времени. Но размышлять и не учиться - губительно для человека" - стала очень популярной как среди преподавателей, так и слушателей.

      В конце 1953 года училище подверглось первой инспекторской проверке комиссией ГУ ВВУЗ МО СССР под председательством генерал-лейтенанта Черепанова А.И. И коллектив КВИРТУ выдержал это суровое испытание. Было сделано много справедливых замечаний, отмечен ряд серьёзных недостатков, но два очень важных вывода сделала комиссия:

1)      учебный процесс в училище организован и проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим военно-учебным заведениями,

2)      училище является вполне оформившимся высшим военно-учебным заведением Советской армии, способным обучать и воспитывать грамотных офицеров - инженеров радиотехнической специальности.

      Вот таков был итог сложной, трудной и кропотливой работы постоянного и переменного состава за первые 10 месяцев создания и начального становления КВИРТУ ПВО.

      В феврале 1954 года в училище создаётся научно-исследовательский отдел ( НИО) во главе с опытным педагогом инженером-полковником Селяниным С.Н. На НИО возлагаются важные задачи, планирования и контроля: за ходом НИР в училище, подготовку научно-педагогических кадров, военно-научную работу слушателей, рационализаторскую и изобретательскую работу коллектива училища, публикацию результатов НИР в трудах ВУЗа, организацию научно-технических конференций и семинаров, научную связь и сотрудничество с другими организациями. Добросовестно проработав в должности начальника НИО три года, Селянин был переведён на преподавательскую работу, его заменил инженер-полковник Келехсаев В.Я., с именем которого связаны серьёзные успехи в работе коллектива НИО. На кафедрах были созданы военно-научные кружки, где активно развернулась рационализаторская и изобретательная работа слушателей под руководством преподавателей. И уже в 1954 году в училище было разработано и внедрено в лабораториях кафедр, лекционных аудиториях, учебно-производственных мастерских 154 рационализаторских предложения, а в 1955 году их стало 231 и получены первые пять авторских свидетельств на изобретения.

      Большую помощь в обеспечении учебного процесса и пропаганде успехов в научной работе осуществлял редакционно-издательский отдел (РИО) и типография. Эти подразделения многие годы возглавляли подполковник Бесценный Г.С. и служащий СА Тимонов И.И. Оперативно и качественно изданные в училище учебные пособия, конспекты лекций, методические рекомендации, сборники рационализаторских предложений, научные труды, семестровая газета "Трибуна передового опыта" и листовки по пропаганде работы ведущих педагогов и отличников учёбы не только помогали слушателям успешней осваивать программный материал, видеть и самим оценивать жизнь коллектива, но и приобщали их к творческой технической и научной работе совместно с инженерным и преподавательским составом ВУЗа. Инициатором информационной открытости и сплочения на творческой основе переменного и постоянного состава был политический отдел, его руководитель, прошедший всю войну, кавалер пяти орденов Боевого Красного Знамени и многочисленных других наград, опытнейший и грамотный политработник, полковник Голубев И.Я.

      В марте 1954 года приказом Главкома войск ПВО страны был создан Совет училища под председательством генерала Короленко И.Ф. А 7 апреля , от имени Президиума Верховного Совета СССР, представитель Главнокомандующего войск ПВО страны генерал-майор Осипов А.А. вручил ВУЗу боевое Красное Знамя - символ воинской чести, доблести и славы. Коллектив КВИРТУ ПВО уверенно шагнул вперёд, в ногу с жизнью всей страны. Принимал участие в военных парадах в столице Украины, помогал благоустраивать Киев, торжественно и весело отмечал государственные праздники, дату образования училища, в соревнованиях по многим видам спорта ( волейболу, баскетболу, гимнастике и офицерскому многоборью) стал первым в гарнизоне и ... продолжал серьёзно учиться. Киевляне и, конечно же, девушки искренне полюбили серьёзных, подтянутых, внимательных, физически крепких, умных и весёлых молодых парней, слушателей нового военного ВУЗа. Древнейший город становился всё больше студенческим, а это во многом определяло и его лицо, и характер, и особое значение фактора культуры и красоты в жизни каждого.

      В ходе летней экзаменационной сессии, которая проходила в июне 1954 года, первокурсники показали значительно лучшие знания, чем в предыдущем семестре. Выросло на 10% число отличников учёбы, а неуспевающих стало вдвое меньше. А вот у второкурсников результаты оказались существенно ниже, чем у младших товарищей. Было над чем задуматься и командованию, и преподавателям. Подключили не только кафедры к работе с неуспевающими слушателями-офицерами, но и воздействовали на них мощной коллективной силой, каждый был заслушан на партийном или комсомольском собрании. И результат оказался весьма положительным. Все второкурсники ликвидировали учебную задолженность.

      А в июле, на первой научно-методической конференции (НМК) училища, состоялся серьёзный разговор о дальнейших путях и методах активизации самостоятельной работы слушателей, совершенствовании учебного процесса и программ, воспитания обучаемых и повышения идейно-теоретического и научно-технического уровня преподавания дисциплин. Обсуждалась и румянцевская философская формула. Было принято решение постепенно и настойчиво воплощать её в жизнь. Но для этого педагоги сами должны были стать теми, чем они хотели сделать своих учеников. Ведь учитель постоянно передаёт ученикам себя, образ профессионала и свой духовный мир. Обучающие не только усваивают и перерабатывают на занятиях информацию, но и стараются воспроизвести в себе учителя. Поэтому были определены пять основных качеств, которыми должны обладать преподаватели высшей военной школы: быть мастером своего дела и уверенно держаться перед аудиторией, иметь широкий научный и культурный кругозор и постоянно повышать его, уделять максимум внимания обучаемым и доверять им, обладать гибкостью ума и сообразительностью, проявлять справедливую строгость и милосердие. Жизнь доказала, что именно эти качества человека ведут к успехам как начинающих, так и опытных педагогов. Вот почему командование и профессорско-преподавательский состав начали с самих себя, повышения собственного профессионального мастерства и научно-культурного уровня, переработки учебного плана и программ. Параллельно совершенствовался и метод непрерывного комплексного воздействия на каждого слушателя, объединивший внешне-силовой фактор (принуждения) и воспитательно-агитационный (убеждения). Последнему отдавалось явное предпочтение. Но эффективно, как показал опыт работы с армейской молодёжью, они могли действовать только совместно.

   С 1 сентября 1954 г. в училище начала работать 3-х годичная адъюнктура, первые десять лет она готовила для собственных нужд научно - педагогические кадры, а потом стала готовить их и для других ВВУЗов войск ПВО. Широко развернулась работа по линии соискательства, сдаче преподавателями кандидатских экзаменов и подготовке диссертаций. Коллективы многих кафедр, в том числе и вновь созданные, импульсной техники, электронных и ионных приборов, радиопередающих, радиоприёмных, антенно-фидерных устройств, автоматики и телемеханики, эксплуатации и ремонта, радиолокационного вооружения, которые возглавили учёные и опытные педагоги соответственно: кандидаты технических наук, доценты, инженеры-полковники Миленин В.Г., Лобец К.С., инженеры-полковники Педак А.М., Салов В.С., кандидаты технических наук, инженеры-полковники Холявко Ф.Р., Соколинский И.Я., Шишонок Н.А. и инженер-полковник Мазурин П.В., активно разрабатывали и издавали учебные пособия, тематику и методические рекомендации по курсовому и дипломному проектированию, оригинальные наглядно-демонстрационные приборы, плакаты, лабораторные работы. Отлично работали учебно-производственные мастерские, где второкурсники проходили радиомонтажную практику, а в дальнейшем выполняли экспериментальную часть своих курсовых и дипломных проектов. Здесь следует отметить инициативную, творческую работу инженер-полковника Царёва П.К. и его подчинённых, офицеров Рафикова С.И., Корниенко Г.П. и Петрушевского В.М. Большую помощь оказывали и библиотеки училища, ими только в течение 1954 года было приобретено более 240 тысяч экземпляров книг, а на абонементы ежегодно выдавалось около 180 тысяч учебной, технической, научной и художественной литературы. Они ежемесячно организовывали и проводили выставки новых поступлений книг и журналов, тематические диспуты, вечера, посвящённые великим писателям и учёным, литературные викторины и читательские конференции. Хочу назвать только некоторых замечательных тружеников библиотек: Рождественский М.Е., Кабакова И.В., Попова А.П.,Рахматова К.Ф. Горохов В.Н.. Супрун И.И. Вся эта многогранная работа обеспечивала глубокое усвоение слушателями программных дисциплин и приобретение прочных практических инженерных навыков. Так шаг за шагом, преодолевая трудности, коллектив училища накапливал опыт, наращивал успехи в обучении и воспитании будущих военных инженеров, серьёзно готовясь к первому выпуску своих питомцев.

      В истории СССР 1956 год занимает особое место. В стране состоялся ХХ съезд КПСС, который осудил культ личности Сталина. Советские люди далеко неоднозначно восприняли поступок Хрущёва, попытавшегося очернить мёртвого вождя. Больше того Никита Сергеевич, грубой откровенностью и полуправдивой информацией в своём закрытом докладе на съезде, поссорил две великие державы, СССР и Китай. Это был удар в спину всему содружеству социалистических стран, А руководитель КПСС и его мощный идеологический аппарат изо дня в день убеждали наших граждан о недопустимости культа личности и призывали партию и народ дальше идти по пути ускоренного построения коммунистического общества в СССР. И очень многие люди поверили Хрущёву, его казалось искренним мужицким речам и личной неутомимой, через край бьющейся энергии.

      В марте 1956 года в училище состоялось собрание партийного актива. С докладом на нём выступил делегат ХХ съезда КПСС, один из авторитетнейших военачальников Великой Отечественной войны, командующий войсками КВО, дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Чуйков В.И. Коммунисты ВУЗа одобрили решение съезда и наметили мероприятия по их пропаганде среди всего личного состава. Трудовая активность в коллективе возрастала. Особое внимание было уделено подготовке слушателей к летней экзаменационной сессии, актуальности тем дипломных проектов и качественному их выполнению. Для руководства дипломным проектированием на кафедрах были назначены наиболее опытные педагоги. В результате кропотливой работы преподавателей, командиров, самих слушателей и сессия, и защита дипломных проектов прошли успешно. Государственная комиссия под председательством генерал-майора ИТС Потоцкого Г.В. отметила, что подавляющее большинство воспитанников первого выпуска КВИРТУ ПВО показало глубокие и прочные теоретические знания и практические инженерные навыки. Шестнадцати выпускникам были вручены дипломы военных инженеров по радиолокации с отличием, а слушатель Лавинский Г.В. окончил училище с Золотой медалью и первым был занесён на мраморную Доску почёта ВУЗа. В дальнейшем Лавинский стал доктором технических наук, профессором.

      В этом же году училище осуществило набор на первые курсы по программе пятилетнего срока обучения. В учебном плане ещё больше уделялось внимания как научно-теоретической подготовке слушателей, так и приобретению ими прочных инженерных и командирских навыков, привитию любви к работе с людьми. Вводились две войсковые стажировки, полигонная и преддипломная практики, увеличивалось время на дипломное проектирование. Необходимо было срочно наращивать учебные и жилые площади, а также перестраивать учебный процесс. МО СССР выделило ВУЗу дополнительно два городка, где раньше располагались военно-медицинское и артиллерийское подготовительное училища. Для постоянного состава на улице Якира, рядом с ВУЗом, построили прекрасный семиэтажный жилой дом и начали строить второй, на улице Пугачёва.

     В августе 1957 года состоялся второй выпуск военных инженеров. Государственную комиссию возглавлял генерал-полковник артиллерии Чечулин П.П. Комиссия была чрезвычайно строга. И несмотря на это, 72% воспитанников защитили дипломные проекты на "отлично" и "хорошо", 12 человек окончили училище с отличием, а инженер-лейтенанту Курбатову А.В. была вручена Золотая медаль. А ведь выпускалось из училища вдвое меньше офицеров, чем в предыдущем году. Качество подготовки военных инженеров росло. Поэтому неслучайно, по случаю второго выпуска. в училище поступило много поздравительных телеграмм, в том числе от Правительсва УССР, Министра Обороны и Главнокомандующего войсками ПВО страны Маршала Советского Союза Бирюзова С.С.

     В конце лета коллектив училища тепло проводил на заслуженный отдых своего начальника, генерал-майора артиллерии  Короленко И.Ф., так много сделавшего для прочного становления нового ВВУЗа. Командование коллективом КВИРТУ ПВО принял полковник Ростунов Т.И., только окончивший академию Генерального Штаба. Энергичный, инициативный, грамотный офицер, участник боев в Испании, за что был награждён орденом Боевого Красного Знамени. А потом прошел всю Великую Отечественную войну в войсках ПВО, его ратный труд отмечен высшей наградой Родины, орденом Ленина.

<<< НАЗАД

ДАЛЕЕ >>>
Сайт управляется системой uCoz