ПЕРИОД РАСЦВЕТА


<<< НАЗАД

ДАЛЕЕ >>>

      Можно смело сказать, что именно первая половина шестидесятых годов стали коренным переломом в учебно-воспитательном процессе и научной работе коллектива ВУЗа. Причин здесь много, но главная - научно-технический прогресс, охвативший всю страну. Полёт в космос Гагарина Ю.А. - одна из вершин этого прогресса. Космические достижения были всегда предметом особой гордости советского народа и ярко демонстрировали всему миру возможности нашей науки, технологии и техники. Широкое внедрение автоматизированных систем управления в войсках ПВО предъявляло новые требования к выпускникам КВИРТУ. Возникла необходимость в подготовке специалистов по автоматизированным системам управления (АСУ) и электронно-вычислительным машинам (ЭВМ). Поэтому были внесены изменения в учебный план и программы, усиливалась физико-математическая подготовка слушателей, вводились новые курсы: основы вычислительной техники, электронно-вычислительные машины, основы передачи информации, теория алгоритмов и программирования. Образованы две новых профилирующих кафедры: "Военной кибернетики и электронно-вычислительной техники", "Автоматизированных систем управления", которые возглавили соответственно к.т.н., инженер-полковники Хелидзе Г.А. и Коряков В.Г. В становлении этих кафедр училищу большую помощь оказали ведущие учёные Украины: академики АН УССР Михалевич В.С., Королюк В.С. и член-корреспондент АН УССР Малиновский Б.Н. Но особо хочу выделить неоценимый вклад в развитие кафедры "Военной кибернетики и электронно-вычислительной техники" доктора технических наук, профессора, инженер-подполковника Вавилова Е.Н. и кандидата технических наук, доцента, инженер-полковника Портного Г.П. Они разработали и поставили в училище новый курс "Основы вычислительной техники", который читался для всех специальностей. А монография "Синтез схем ЭЦВМ", вышедшая в издательстве "Советское радио" стала настольной книгой инженеров по вычислительной технике не только в СССР, но и за рубежом, она была переведена и издана во многих странах Европы. С именем Вавилова связана создание второй научной школы в училище-разработка теории алгоритмизации и программирования. В дальнейшем под его научным руководством были подготовлены и защищены 17 кандидатских и две докторских диссертации. Преподаватели этой кафедры разработали методику применения стационарных ЭВМ для решения оперативно-тактических задач и продемонстрировали её работоспособность на учениях войск ПВО страны. Методикой заинтересовался первый заместитель Главкома войск ПВО генерал-полковник авиации Зимин Г.В. Он специально прибыл в училище, подробно ознакомился не только с этой методикой, но и постановкой вообще научной работы в ВУЗе. За достигнутые ценные практические результаты в научных исследованиях руководители тем НИР, Ростунов Т.И., Шишонок Н.А., Холявко Ф.Р., Вавилов Е.Н. и многие исполнители были поощрены Главкомом войск ПВО страны денежными премиями, подарками и благодарностями. Оценив научный потенциал коллектива КВИРТУ, по предложению Зимина Г.В., Главнокомандующий создаёт в училище две научно-исследовательские лаборатории, НИЛ-1, НИЛ-2 и вычислительный центр (ВЦ), которые напрямую занялись вопросами исследования возможностей радиолокационной техники (НИЛ-1), автоматизированных систем управления (НИЛ-2) и совершенствования их. ВУЗу доверяется проведение научных исследований государственного значения.

    Во главе НИЛ-1 стал молодой кандидат технических наук, выпускник КВИРТУ 1956 г. инженер-капитан Богданов Г.Б. Эта лаборатория очень много сделала для войск, внедряя свои изобретения в существующие и разрабатываемые радиолокационные станции, повышая их дальность действия, разрешающую способность и помехозащищенность. В дальнейшем Богданов стал доктором технических наук, профессором, полковником, заслуженным изобретателем УССР и ещё долго руководил кафедрой радиолокации ВУЗа. Коллектив НИЛ-2, которым руководил кандидат технических наук, инженер-полковник Горюнов Н.А., тоже работал успешно. Группа офицеров этой лаборатории, научный руководитель кандидат технических наук, инженер-майор Тарасов В.А., разработала и создала электронный экран отображения воздушной обстановки в цвете, реальном масштабе времени, ставший одним из основных элементов АСУ объединений ПВО. В последующие годы Тарасов защитил докторскую диссертацию, стал профессором, контр-адмиралом.

    Целенаправленная работа коллектива ВУЗа по совершенствованию учебного процесса, связи с войсками и научные исследования приносили новые успехи в подготовке военных инженеров. Об этом красноречиво говорят результаты очередного пятого, но первого выпуска воспитанников КВИРТУ по пятилетней программе обучения: 68% выпускников защитили дипломные проекты на "отлично", а 24% - на "хорошо". 52% дипломных проектов были признаны Государственной комиссией как инженерные работы, имеющие практическую ценность для войск и НИИ. 51 человек окончили училище с отличием, а шесть выпускников были удостоены Золотой медали, Председатель ГЭК генерал-лейтенант ИТС Московченко Н.Н. очень высоко оценил как теоретическую, так и практическую подготовку выпускников. Таких высоких результатов училище ещё не добивалось. И труд членов коллектива впервые был отмечен наградами Родины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1961г. орденом "Трудового Красного Знамени" были награждены: Ростунов Т.И., Румянцев М.В. и Вавилов Е.Н., орденом "Знак Почёта" - Голубев И.Я. и Садовин В.Н., медалью "За трудовую доблесть" - Коваленко И.А. и Цикунов К.Л., медалью "За трудовое отличие" - Власов Н.М. Это вдохновляло личный состав ВУЗа работать ещё лучше.

    Для укрепления связи с войсками и оказания им практической помощи в деле профессионального совершенствования офицерского состава РТВ, в училище в сентябре 1961г. был открыт факультет заочного обучения, который возглавил генерал-майор артиллерии Архипов И.М. Задача стояла сложная: при минимальном отрыве офицеров-техников от непосредственного выполнения своих служебных обязанностей, обеспечить качественную подготовку специалистов с высшим инженерным образованием. Вот почему командование и профессорско-преподавательский состав всегда уделяли заочному факультету особое внимание, всячески помогали ему и строго контролировали положение дел как с успеваемостью, так и воспитательной работой. Факультет поддерживал постоянную связь с командирами частей, где проходили службу офицеры, обучающиеся заочно в КВИРТУ. Применялся и такой воспитательно-методический приём- на отличников и передовиков учёбы слушателей-заочников политический отдел подготавливал специальные листовки, в которых обобщался опыт их самостоятельного учебного труда. Эти листовки рассылались командирам частей для оказания помощи в освоении программного материала офицерами-заочниками. Первая такая листовка была подготовлена о работе капитана технической службы Сапегина С.И., впоследствии закончившего училище с Золотой медалью. Сложным заочным факультетом всегда командовали опытнейшие, грамотные генералы: Архипов, Говорухин, Горячев и Бражник. Они умело разрешали сложные организационные задачи и оставили добрую память в сердцах и слушателей, и коллектива ВУЗа. Всего на заочном факультете было подготовлено более тысячи военных инженеров.

   В 1962 году в училище произошли серьёзные кадровые изменения. Были уволены в запас первый заместитель начальника училища генерал Морозов И.Ф., начальники 1-го и 2-го факультетов генерал-майоры артиллерии Метелёв В,В, и Кравцов А.Е. Факультет автоматизированных систем управления возглавил опытный педагог и учёный, кандидат технических наук, доцент, инженер-полковник Хелидзе Г.А., а факультет радиолокационного вооружения - педагог с большим стажем, отличный специалист по радиолокационной технике инженер-полковник Педак А.М. Первым заместителем начальника училища стал генерал Румянцев М.В., а заместителем по учебной и научной работе был назначен к.т.н., доцент, инженер-полковник Шишонок Н.А., который впоследствии стал профессором, генерал-майором. Начальником кафедры радиоприёмных устройств назначили молодого и перспективного учёного, к.т.н., доцента, инженер-майора Волкова В.М. И действительно перспектива у Виктора Михайловича оказалась замечательной, он стал полковником, доктором наук, профессором, заслуженным деятелем науки и заслуженным изобретателем УССР. А его монография "Логарифмические усилители", вышедшая в Гостехиздате, стала широко известным научным трудом в стране и за рубежом. Начальником кафедры" Радиолокационного вооружения" назначили кандидата технических наук, доцента, инженер-полковника Коваленко И.А. замечательного специалиста в области радиолокационной техники. Основная профилирующая кафедра ВУЗа обрела достойного руководителя. Участник Великой Отечественной войны, бывший командир миномётной батареи, на его груди сияли шесть боевых орденов в том числе и орден Александра Невского. Учёный, опытный педагог. как и на фронте, он личным примером повёл вперёд за собой коллектив кафедры. Коваленко относился к тем людям, которые каждому порученному им делу отдают себя без остатка. Не считаясь с личным временем, он проделал гигантскую работу, чтобы улучшить учебно-воспитательный процесс и научные исследования на кафедре. Количество изучаемых образцов радиолокационного вооружения с каждым годом всё увеличивалось, нельзя уже было объять необъятное. На кафедре разрабатывается и ставится новый курс "Основы построения трактов и систем радиолокационного вооружения", который позволил уменьшить количество изучаемых образцов техники, но вместе с тем дать будущим инженерам глубокие знания, формировал у обучаемых научное мышление. А разработанные Коваленко тест-трактовые схемы и маршрутные карты на образцы РЛС существенно ускорили освоение слушателями материальной части станций и облегчили поиск и устранение неисправностей. Потом на кафедре был создан первый в стране специализированный класс диагностики, поиска и устранения неисправностей на РЭА. Авторы Коваленко И.А., Арбузов Ю.В. и Стрела В.М. получили свидетельство на изобретение. В этом классе воедино слились возможности технических средств обучения, способствующих быстрой переработке слушателями сложной информации, и преподавателя, осуществляющего функции контроля, анализа и индивидуальной помощи. В результате именно индивидуального обучения умело решалась сложная учебная задача - привитие будущим офицерам навыков самостоятельного инженерного мышления в различной ситуации. Эффект был весьма положительный, но главное, все разработанные на кафедре методические и технические новшества были внедрены в РТВ. Главком войск ПВО страны высоко оценил новаторскую работу коллектива кафедры и очень многих поощрил. А в дальнейшем Коваленко И.А. стал профессором и заслуженным работником высшей школы УССР, подготовил себе достойную смену. Уходя в 1979 году на заслуженный отдых, он передал дела своему ученику, к. т. н., доценту, полковнику-инженеру Бондаренко Б.Ф., окончившему в 1962г. КВИРТУ с Золотой медалью. И коллектив этой кафедры по прежнему являлся одним из передовых в ВУЗе.

    Кафедру "Основы надёжности и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры" возглавил к.т.н., старший научный сотрудник, инженер-полковник Репкин В.Ф. Энергичный, спортивный, опытный учёный и педагог. Благодаря его инициативе и кропотливой работе всего коллектива преподавателей, было подготовлено и издано первое наставление по эксплуатации радиолокационного вооружения в РТВ, которое утвердил Главком войск ПВО страны. Войска положительно приняли этот важный документ, он помог командирам подразделений и частей не только улучшить техническое состояние большого парка РЛС, но и продлить срок их боевого применения. Успешно продолжала работать и научная школа надёжности. Под руководством Репкина преподавателями и адъюнктами были подготовлены и защищены семь кандидатских и две докторских диссертации. А также подготовлен и издан первый в стране учебник "Основы надёжности и эксплуатации РЭА", которым широко пользуются многие радиотехнические ВУЗы. Василий Федорович был награждён медалью "За боевые заслуги", стал профессором и заслуженным работником высшей школы УССР. В 1978 г. он ушел в запас, кафедру возглавил его ученик, доктор технических наук, полковник-инженер Креденцер Б.П., окончивший КВИРТУ в 1961 г. с Золотой медалью.

    В общей системе обучения и воспитания слушателей исключительно большая роль принадлежала военным кафедрам: общей тактики, военного искусства и боевого применения РТВ. Они давали слушателям знания по общевоенной подготовке, истории военного искусства, тактике родов войск ПВО и боевому применению РТВ. Чтобы синхронизировать работу этих коллективов для более целенаправленной военной подготовки слушателей, в 1962г. эти кафедры были объединены в одну, кафедру " Тактики радиотехнических войск ПВО страны", которую возглавил кандидат военных наук, доцент, инженер-полковник Ермаков А.И. Он удачно перестроил работу коллектива, существенно усилил связь с РТВ, где ежегодно проводились войсковые стажировки со слушателями 3 и 5 курсов. На полевом учебном центре в Лютеже преподаватели с личным составом БОУП оборудовали боевые позиции радиолокационной роты и радиотехнического батальона с подземными пунктом управления и КП для приобретения практических навыков работы на РЛС и АСУ. Сооружен тир, где слушатели проводили боевые стрельбы, овладевая стрелковым оружием. А на кафедре под руководством инженер-майора Шевелинды И.С. был создан автоматизированный КП радиотехнической бригады. Коллектив активно стал заниматься научно-исследовательской работой. Преподаватели Николаевский Л.Г., Васич И.В., Серебряков Б.И. и Мартыненко М.Е. вместе с представителями штаба РТВ подготовили и издали наставление по боевому применению РТВ. Этот важный документ, утверждённый Главкомом войск ПВО страны, чётко определил задачи РТВ по непрерывному обеспечению активных родов войск ПВО необходимой информацией о воздушной обстановке в зонах ответственности, степени боевого дежурства в РТВ и взаимодействие их с другими родами войск и видами Вооруженных сил. Кафедра разработала и издала ряд учебных пособий, её коллектив активно участвовал в пропаганде военных знаний среди постоянного офицерского состава ВУЗа, в подготовке и проведении сборов офицеров запаса, в воспитании слушателей на боевых традициях Советской армии. Начальник кафедры Ермаков А.И. своим трудом завоевал заслуженный авторитет в ВУЗе, был награждён орденом "Красной Звезды". Заменивший его кандидат военных наук, доцент, полковник Ткаченко В.И., прибывший из Калининской академии ПВО, ещё выше поднял авторитет коллектива этой кафедры. Он стал одним из ведущих специалистов в войсках ПВО по боевому применению РТВ и единственным педагогом в КВИРТУ, труд которого отмечен двумя орденами, " Красной Звезды" и " За службу Родине в ВС СССР" III ст.

    В связи с постоянным ужесточением требований по защите войск от оружия массового поражения (ОМП), в училище была создана кафедра "Противоатомная и противохимическая защита", которую возглавил кандидат военных наук, доцент, полковник Тихонов М.П. Малочисленный, но инициативный и работоспособный коллектив многого добился. Были созданы лаборатории ПАЗ и ПХЗ, разработаны и изданы ряд учебных пособий. Особое внимание уделялось правилам пользования средствами индивидуальной защиты. Так что будущие военные инженеры прочно овладевали методами и способами защиты личного состава и техники от ОМП. Теория закреплялась на практике в специально оборудованном на территории БОУП химгородке и огневой полосе.

   Темпы разработки и создания нового вооружения в стране с каждым годом возрастали, поэтому роль испытательных полигонов постоянно увеличивалась, число их росло. Возникла необходимость в подготовке военных инженеров-испытателей. Эта задача и была возложена на КВИРТУ. В августе 1962 года создаётся внештатная кафедра "Внешнетраекторные измерения и телеметрия", которую возглавил опытный педагог, один их лучших методистов училища инженер-полковник Селянин С.Н. На должности преподавателей были отобраны молодые, грамотные и энергичные офицеры-инженеры, работающие на испытательных полигонах и в училище. Ими стали: кандидат технических наук, инженер-майор Чех Ю.Е., инженер-майор Николаев А.Я., инженер-капитаны Ермаков И.Г., Строгонов В.И., Кучеров А.С., старшие инженер-лейтенанты Бороденков А.М. и Иванов В.А. Последние три человека были приглашены в училище для работы на новой кафедре с Капустинярского и Балхашского полигонов. Так автор этого очерка неожиданно из испытателей стал педагогом. Становление новой специальности в училище проходило трудно. Командование выполняло директивные указания Главкома войск ПВО страны по подготовке инженеров-испытателей, но не торопилось создавать штатную кафедру. А мы работали и так стремились сделать из своих учеников грамотных, настоящих профессионалов своего дела, которые думали бы не столько о личных выгодах и удобствах, сколько о  пользе общего дела. Ведь из личного опыта знали, что именно таких специалистов ждут на испытательных полигонах. Груз огромной тяжести лёг на плечи маленького, но исключительно работоспособного коллектива. Опытный и мудрый Селянин воодушевился, увидев, что на кафедру пришли не просто молодые и грамотные офицеры-инженеры, а настоящие патриоты специальности, с которыми можно решать задачи любой сложности. За считанные месяцы была создана прекрасная учебно-лабораторная база в пяти аудиториях, подготовлены и изданы девять учебных пособий, был развёрнут и начал действовать полевой измерительный центр для приобретения слушателями практических навыков в работе на сложной высокоточной измерительной аппаратуре. Большую помощь оказали нам в поставке техники, разработке учебного плана и программ заместитель начальника 4 ГУ МО СССР по научно-испытательной работе кандидат технических наук, генерал-лейтенант Мымрин М.Г. и начальник полигонного отдела Главка инженер-полковник Гросман Б.Ф. Кафедра ежегодно, начиная с 1963 года, стала готовить для полигонов войск ПВО страны по 40 военных инженеров-испытателей. Творческая традиция КВИРТУ была подхвачена и нашим коллективом, который стал пионером многих новаторских начинаний как по совершенствованию учебного процесса, воспитанию слушателей, так и широкому привлечению их к научно-исследовательской работе. Пять преподавателей защитили кандидатские диссертации, один стал доктором наук. Но движению вперёд нет конца, новое поколение успешно продолжало дела старших коллег. Селяниным С.Н. и Козловым Н.Н. был подготовлен и издан первый в стране учебник по специальности кафедры. Грамотно и толково написанный он стал главным учебным пособием для многих поколений слушателей и курсантов. Выпускники училища по специальности кафедры на полигонах зарекомендовали себя не только как высококлассные инженеры-испытатели, но и как личности. Многие становились учёными, уверенно продвигались по службе. Так выпускник 1963г. инженер-капитан Ворона Б.Ф. стал генерал-майором, заместителем начальника испытательной базы, инженер-лейтенанты Осадчий В.И. и Смирнов Б.А.- полковниками, командирами частей, а Пицык В.В.- доктором технических наук, профессором, заслуженным изобретателем РФ, начальником управления НИИ. Можно долго рассказывать об успехах наших питомцев, но не эта цель стоит передо мною. Хотя ещё об одном весьма важном факте не могу умолчать. В течение всех лет существования кафедры "Радиотехнические измерительно-информационные системы", так она стала называться с 1973 года, когда её ввели в штат ВУЗа, училище не получило ни одного отрицательного отзыва на наших выпускников. Такого успеха не добивалась ни одна профилирующая кафедра КВИРТУ. Полковник Селянин С.Н. был награждён медалью "За боевые заслуги", а старший преподаватель. доктор технических наук, полковник Козлов Н.Н. - боевым орденом "Красной Звезды". И это справедливо, ибо нашему коллективу приходилось буквально с боем завоёвывать достойное "место под солнцем", в стенах ВУЗа. Да, поистине счастлив тот человек, который может следовать своему призванию. А учёные, научные, государственные звания и награды - это оценка результата упорного и нужного для общества труда каждого человека и коллектива в целом.

   Но возвратимся в солнечный тёплый июнь замечательного киевского лета 1962 года. Училище провожало в войска очередной отряд военных инженеров. Результатами выпуска можно было гордиться: 93% слушателей защитили дипломные проекты на отлично и хорошо, 52 выпускника окончили ВУЗ с отличием, а семь человек были награждены Золотыми медалями. Это инженер-лейтенанты Барановский А.Б., Бондаренко Б,Ф.,Водолазкий В.И., Лобанов В.П., Мещеряков Ю.А., Рог А.И., Ященко И.Н. 54% дипломных проектов ГЭК рекомендованы для практического использования в войсках. Дипломниками было подано 195 рационализаторских предложений и три заявки на предполагаемые изобретения. О высоком авторитете КВИРТУ говорит и тот факт, что впервые выпускной торжественный вечер коллектива состоялся в окружном Доме офицеров, на котором присутствовали секретарь ЦК КПУ Казанец И.П., руководители города, командующий войсками КВО Маршал Советского Союза Кошевой П.К. и только вступивший в командование Киевской армией ПВО трижды Герой Советского Союза, генерал полковник авиации Покрышкин А.И., ставший в дальнейшем большим другом нашего ВУЗа. Много тёплых слов присутствующими на вечере было сказано в адрес выпускников и профессорско-преподавательского состава КВИРТУ. Были зачитаны также приветственные телеграммы от МО СССР Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. и Главнокомандующего войсками ПВО страны Маршала авиации Судец В.А. Потом состоялся большой концерт, в котором приняли участие народные артисты СССР и УССР: Д. Гнатюк, Ю. Гуляев, Л. Руденко, Е. Мирошниченко и ансамбль песни и пляски КВО. Памятным и незабываемым был для выпускников, командования и профессорско-преподавательского состава училища этот вечер. Наши питомцы ещё раз с особой силой почувствовали, как велика забота Партии и Советского правительства о подготовке военных кадров.

    При подведении итогов работы коллектива за 1961-1962 учебный год начальник училища генерал Ростунов Т.И., говоря об эффективности индивидуального обучения, призвал профессорско-преподавательский состав подумать, как для совершенствования учебного процесса использовать кибернетические устройства и ЭВМ. Это был август 1962 года. А 1 сентября вступил в действие утверждённый Главкомом войск ПВО страны Устав КВИРТУ, который чётко определил общие положения и задачи подготовки инженерных кадров, взаимоотношения должностных лиц и их обязанности. С этого времени коллектив ВУЗа стал активно работать в принципиально новом в педагогике направлении - исследовании возможностей программированного обучения и широкого внедрения в учебный процесс ЭВМ. Эта работа мобилизовала и захватила буквально весь коллектив училища. Здесь, наверное, необходимо пояснить главную цель программированного обучения. Она проста - максимальная индивидуализация подготовки специалистов с помощью широкого использования обучающих, контролирующих устройств и ЭВМ при сохранении массового обучения. Вопрос интересный, сложный и важный, поэтому он был всесторонне рассмотрен на V научно-методической конференции училища, по итогам работы которой МО СССР издал приказ, положительно оценив инициативу и творческие поиски коллектива, назначил КВИРТУ головным ВВУЗом по организации научно-исследовательской работы в области программированного обучения и создания кибернетических устройств для учебного процесса. Естественно, были выделены и соответствующие финансовые средства. Работа стала ещё более масштабной, на кафедрах создавались индивидуальные обучающе-контролирующие машины, автоматизированные классы и обучающие комплексы, которые демонстрировались на выставках самого высокого уровня, до ВДНХ включительно. За 1963-1964 годы было разработано более 30 обучающих машин, две из которых запущены в серийное производство. Создано 9 автоматизированных классов и два обучающих комплекса. За что получено 3 золотые, две серебряные и четыре бронзовые медали на ВДНХ, 29 авторских свидетельств на изобретения, внедрено 735 рационализаторских предложений и защищено четыре кандидатских диссертации. Автор этих строк выступил с большой статьёй на страницах газеты КВО "Ленинское Знамя" под названием "Программированное обучение уверенно входит в жизнь". Материал привлёк широкое внимание педагогов как военных, так и гражданских. Училище стали активно посещать работники высшей школы с разных городов страны. Авторитет КВИРТУ продолжал расти. Вот в такой обстановке ВУЗ и встретил первый юбилей - 10-ю годовщину своего образования. Начальнику училища Ростунову Т.И. было присвоено очередное воинское звание "генерал-лейтенант", а коллектив ВУЗа отмечен высшей наградой республики, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета УССР. Забегая несколько вперёд, скажу, что командование и многотысячный личный состав КВИРТУ никогда не праздновал юбилеи ради самовосхваления. Наши юбилейные праздники всегда носили характер подведения итогов, строгой проверки пройденного нами пути. Мы оценивали наши успехи, отмечали достойных людей, серьёзно анализировали ошибки и намечали пути их устранения для движения вперёд. К юбилею в училище была создана на общественных началах киностудия. Её кинофильмы "Предвыборные будни"," Мы на параде" и "Дорогу новому" личный состав встретил с радостью и большим одобрением.

    Летом 1963 года приказом МО СССР в училище был образован иностранный факультет, который возглавил опытный педагог и командир инженер-полковник Просихин Г.И. Училище приступило к подготовке военных инженеров для армий стран социалистического содружества. Для факультета были построены учебный корпус и прекрасное общежитие. Создана кафедра "Русского языка", её руководителем стала замечательный педагог, доцент Щербакова Н.В. Эта хрупкая, мужественная, трудолюбивая и исключительно грамотная женщина, по разработанной ею же методике, вместе с преподавателями кафедры, быстро и умело обучала русскому языку немцев, венгров, чехов, румын, болгар, югославов, монголов, вьетнамцев, корейцев, китайцев и кубинцев. В течение года они полностью овладевали русским языком, потом осваивали учебную программу ВУЗа, защищали дипломные проекты по избранной инженерной специальности, сдавали Государственный экзамен по русскому языку и вместе с дипломом получали удостоверение переводчика. Командование уделяло большое внимание иностранному факультету, для проведения занятий с его слушателями были выделены самые опытные и наиболее грамотные педагоги ВУЗа. Училище стали регулярно посещать не только Генеральные консулы, военные атташе стран социалистического содружества, но и некоторые Министры обороны этих стран. Что, конечно же, стимулировало коллектив на постоянное совершенствование профессионального уровня, учебно-лабораторной базы, укрепление воинской дисциплины, интернациональной дружбы и поддержание образцового порядка в ВУЗе.

    Мы стали отмечать вместе со слушателями иностранного факультета наряду с нашими и их государственные праздники. Большой интернациональный коллектив училища жил очень дружно. Успеваемость на факультете медленно, но росла. В лучшую сторону выделялись слушатели из ГДР. Именно они в основном заканчивали училище с отличием и Золотыми медалями. И не удивительно, что в дальнейшем выпускник иностранного факультета КВИРТУ стал генерал-лейтенантом, командующим авиацией и ПВО Национальной армии ГДР. В сентябре 1963 года Высшая Аттестационная комиссия при Совете Министров СССР утвердила состав Учёного Совета КВИРТУ по присуждению ученых степеней кандидатов технических наук по двум специальностям: совершенствование радиотехнического вооружения и повышение надёжности радиотехнической аппаратуры. Престиж ВУЗа возрастал. Ежегодно на Учёном Совете соискателями и адъюнктами защищалось 10-12 кандидатских диссертаций. Учёные училища выступали с научными докладами и сообщениями на самых престижных научных конференциях и семинарах страны. Их научные статьи печатались как в ведомственных журналах, так и в трудах АН СССР, а монографии выходили большими тиражами в республиканских и всесоюзных издательствах. Перечислю только некоторые из них:

·         "Теория и расчёт режимов работы ламповых генераторов", "Импульсные модуляторы", Ягодина Г.В.,

·         "Управление высокочастотными колебаниями" Хавина М.Л.,

·         "Магнетронные генераторы" Шубса М.Н.,

·         "Проектирование и расчёт импульсных радиолокационных передатчиков" Рудяченко Н. К.,

·         "Основы теории транзисторов" Спиридонова Н.С.,

·         "Электронные приборы и их надёжность" Лобца К.С.,

·         "Теория автоматического регулирования" Зайцева Г.Ф. и др.

   В училище пробудился и всячески поддерживался командованием культ профессионализма, который стал главным критерием оценки работы профессорско-преподавательского состава.

   Осенью 1964 года был сдан в эксплуатацию второй жилой пятиэтажный дом для офицеров постоянного состава, новый и замечательный четырёхэтажный учебный корпус. Его две огромные лекционные аудитории на 350 мест каждая впервые были оснащены учебным телевидением и киноустановками, электрифицированными функциональными схемами-стендами и средствами технического обучения. В здании был создан учебный телецентр. Прибывший в училище заместитель МО СССР по ВВУЗам Главный маршал бронетанковых войск, доктор военных наук, профессор Ротмистров П.А. сделал вывод, что эти лекционные аудитории по эстетическому оформлению и педагогическим возможностям являются лучшими в стране. При встрече с руководящим составом ВУЗа он очень высоко оценил работу коллектива по совершенствованию учебного процесса и широкому внедрению программированного обучения. Генерал Ростунов Т.И. предложил Ротмистрову рассмотреть на коллегии МО СССР вопрос о введении периодических личных войсковых стажировок для профессорско-преподавательского состава, что должно существенно укрепить связь ВВУЗов с войсками, познавать их нужды, оказывать им техническую, методическую помощь и повышать военный уровень преподавателей. К этому предложению заместитель МО отнёся с большим вниманием. И с 1965 года приказом МО СССР была введена обязательная личная 40 суточная войсковая стажировка для профессорско-преподавательского состава ВВУЗов через каждые 5-7 лет службы. Это позволило училищу активней внедрять в войсках разработанные рационализаторские предложения и изобретения, оказывать помощь командирам подразделений и частей в вопросах совершенствования боевой и специальной подготовки, регулярно добывать информацию о службе выпускников КВИРТУ, а преподавателям познавать и овладевать новейшей техникой и вооружением РТВ ПВО страны. Так только за 1965г. в войсках было внедрено преподавателями и слушателями училища 219 рационализаторских предложений и 6 изобретений. Особо отличились здесь инженер-полковники Шанин В.К., Холявко Ф.Р., Коваленко И.А., Окладников О.С.,Базь Г.А., инженер-подполковники Королёв Г.Р., Магдесиев А.С., Михнушёв А.Г., инженер-майоры Кучеров А.С. и Николаев А.Я. Вся эта многогранная работа коллектива положительно сказывалась на качество подготовки военных инженеров. Именно об этом говорят и результаты выпуска 1965 года. 95% пятикурсников защитили свои дипломные проекты на "отлично" и "хорошо", 17% окончили училище с отличием, а 12 человек были удостоены Золотой медали. 67% защищённых дипломных проектов были признаны ГЭК, имеющими практическую и научную ценность для войск, НИИ и испытательных полигонов. И вот уже второй раз КВИТРУ предоставили возможность провести выпускной вечер в Окружном доме офицеров. Он также прошёл очень торжественно и запоминающе. Автор этого очерка имел честь лично познакомиться с командующим Киевской армией ПВО генерал-полковником авиации Покрышкиным А.И. Этот человек-легенда, трижды Герой Советского Союза, оказался простым и внимательным собеседником, мудрым военачальником, любящим молодёжь и уважающий труд военных педагогов. Александр Иванович оказывал нашему ВУЗу большую помощь в оснащении новой техникой, внедрении научных разработок коллектива в войсках армии, проведении войсковых стажировок слушателей и преподавателей, обеспечении личного состава всеми видами войскового довольствия, в том числе и жилплощадью. Он был частым гостем коллектива, в стенах нашего ВУЗа проходила и презентация его книги "Небо войны". Не порывал связи с училищем, когда был назначен заместителем Главкома войск ПВО страны, потом возглавил ДОСААФ СССР, став Маршалом авиации. Поэтому совсем неслучайно, после смерти Покрышкина А.И., КВИРТУ ПВО было присвоено его имя.

   В июле 1965 года училище уже в пятый раз осуществляло набор на первые курсы юношей, окончивших средние школы и техникумы. Авторитет КВИРТУ среди молодёжи постоянно рос, поэтому конкурс среди абитуриентов всегда превышал установленные приказом МО СССР норму - 5 человек на место. Было из кого выбрать и хорошо подготовленных молодых людей теоретически, и физически, и психологически для учёбы в ВВУЗе и дальнейшей кадровой офицерской службы в Советской армии. Но переход на обучение вчерашних школьников потребовал изменений учебного плана, чтобы быстрее воспитать из юношей воинов. Здесь и родилась идея создания на общественных началах института преподавателей-воспитателей, главная задача которых - убедить юношей в важности знаний, творчества и службы Родине. Молодым людям всегда необходимы опытные наставники, роль которых наиболее сильно проявляется в постановке задачи. Правильно и точно сформулированная задача - вот фокус настоящих человеческих отношений воспитателя и воспитанника. Ведь верно говорили ещё наши предки: только ищущий может приблизиться к своей цели. За каждой учебной группой слушателей закреплялся опытный педагог на весь период обучения их в ВУЗе. Это было постоянное партийное поручение для преподавателей-коммунистов. Они курировали слушателей по учебным, методическим, научным, культурным и житейским вопросам, являлись их наставниками в самом лучшем смысле этого слова. Естественно, что преподаватели-воспитатели работали в тесном контакте с курсовыми офицерами, начальниками курсов, но не подменяли их. Они отлично знали каждого слушателя, помогали им справиться с возникающими трудностями в учёбе, в выборе научного направления и руководителя для работы в ВНК, при подготовке их к самостоятельному проведению различных видов занятий, в повышении культурного уровня и даже в разрешении сложных личных житейских вопросов. Наставническая работа потребовала и от самих педагогов постоянного самосовершенствования. Ведь известно, что учитель влияет на своих учеников, прежде всего, как личность, а уже потом как специалист. Командование училища высоко ценило работу наставников. Портреты лучших преподавателей - воспитателей помещались на доску почёта, их труд всячески поощрялся и пропагандировался. Политотдел издавал специальные листки о работе наставников в учебных группах. Выпускники с огромным уважением и любовью говорили о неоценимом вкладе в их становлении как специалистов и личностей преподавателей-воспитателей: Елисеева В.Н., Иванова В.А., Качанов П.Т., Козлова Н.Н., Козырева В.Д., Ларина Л.К., Ляшенко И.С., Максимова А.А., Неледвы В.А., Николаева А,Я., Полянского К.К., Пуганова В.П., Савенкова В.У., Сависько П.А., Сарычева В.А., Чернякова А.Г., Чеха Ю.Е., Якорнова Е.А. и многих, многих других.

    И ещё одно новшество было введено в учебный процесс со вчерашними школьниками. За 1,5 месяца до экзаменационной сессии на кафедрах ВУЗа проходила аттестация слушателей 1-5 курсов по качеству усвоения ими программных дисциплин, что позволяло командованию чётко знать истинное положение дел в учебе каждого слушателя. Полученная информация тщательно анализировалась на всех уровнях до Совета училища включительно. Вскрывались огрехи во взаимодействии кафедр общеобразовательных с инженерно-научными, а последних - с профилирующими, где окончательно формировались специалисты с высшим инженерным образованием. Оценивались идейная закалка, военная и физическая подготовка слушателей. Делались выводы.. Это был мощный рычаг, с помощью которого конкретизировалась и целенаправлялась робота кафедр, командиров, политработников, преподавателей-воспитателей, комсомольских и партийных организаций, накануне зимних и летних экзаменационных сессий, по устранению недостатков, отмеченных при аттестации. Данное новшество побуждало слушателей серьёзно работать над освоением программного материала в течение всего семестра, а профессорско-преподавальский состав - совершенствовать преподавание дисциплин и неукоснительно выполнять учебный план и программы. И успехи в качестве подготовки выпускников КВИРТУ продолжали расти. Именно об этом писали командиры в подавляющем большинстве своих отзывов о службе и работе наших питомцев в войсках. Но в педагогике, как и на дистанции кросса, нельзя замедлять бег и, тем более, останавливаться.

   Эта мысль была главной на сентябрьской 1965 года VI НМК училища, посвящённой программированному обучению. Известно, что важна не только тематика конференции, но и состав её, а также как развивалась дискуссия, что услышали и увидели представители внешних организаций и какие выводы сделал кворум. На конференцию прибыло около 300 внешних представителей из 96 ВУЗов и научных организаций страны, среди которых были академик АН СССР Берг А.И., возглавлявший межведомственную комиссию по внедрению в учебный процесс ВУЗов программированного обучения и ЭВМ, академик АН СССР Глушков В.М., вице-президент Академии наук УССР и другие видные учёные республики и страны. Коллектив КВИРТУ отчитывался за последние три года работы в области разработки теории программированного обучения и практики его применения в стенах ВУЗа. На конференции заслушано 36 докладов, 28 из которых сделали сотрудники КВИРТУ. В училище была организована выставка изданных программированных учебников и учебных пособий, алгоритмов учебных планов и программ, разработанных и созданных обучающих и контролирующих машин и автоматизированных классов для программированного обучения. Начальник училища Ростунов Т.И. подробно доложил участникам кворума о результатах работы коллектива ВУЗа в области программированного обучения и создания кибернетических устройств для учебного процесса. Раскрыл содержание и особенности разработанной учёными КВИРТУ (авторы Шишонок Н.А., Миленин В.Г., Коваленко И.А.) математической модели обучения слушателей, которая позволяла чётко ставить конечную цель, определять пути и средства её достижения, действия преподавателей и обучаемых на каждом шагу и этапе освоения программного материала, чтобы идти к намеченной цели оптимальным путём. Академик Глушков в своём докладе "О перспективах развития и применения программированного обучения в высшей школе" высоко оценил творческую работу коллектива КВИРТУ и высказал мысль, что программированное обучение позволит быстро и надёжно, при наименьших затратах сил и средств учить студентов и слушателей тому, что так необходимо им будет в практической деятельности после окончания ВУЗа. В связи с важным выводом академика Глушкова, в последующих докладах и выступлениях поднимался вопрос о всё возрастающей роли военных инженеров в современной армии и путях повышения качества их подготовки. Об этом говорили: кандидат педагогических наук, доцент, полковник Барабанщиков А.Б. (военно-политическая академия им. В.И. Ленина), доктор технических наук, профессор, полковник Тихвинов И.И.( инженерная артиллерийская академия им. Дзержинского), генерал-полковник авиации Демидов П.К., помощник Главкома войск ПВО страны по ВВУЗам. Особое внимание участников конференции привлёк доклад молодого учёного училища, кандидата технических наук, инженер-капитана Бузунова Ю.А."Принципы построения автоматизированных обучающих комплексов". Он удачно синтезировал теорию с практикой на примере разработанного и созданного на их кафедре обучающего комплекса "Радан" ( авторы Чуйко М.Ф., Бузунов Ю.А., Михайленко А.П., Житков Ю.Н., Водолазкий В.И.). Комплекс одновременно мог обучать до 250 человек по трём учебным дисциплинам. Перестройка программ с одной дисциплины на другую занимала 30 минут. В 1964 г. "Радан" демонстрировался на ВДНХ и был удостоен Золотой медали. Когда с его возможностями и работой познакомились участники конференции, то академик Берг А.И. принял решение направить "Радан" на Всемирную выставку " Монреаль-66". Это был первый экспонат на Всемирной выставке от высшего военного заведения СССР, и он был отмечен Большой серебряной медалью. Коллектив КВИРТУ получил международную известность. По итогам работы VI НТК был издан сборник материалов и разослан всем заинтересованным организациям страны. Мною была подготовлена статья "Военный инженер и современный бой", которую опубликовала газета КВО "Ленинское Знамя". Редакция признала её одним из лучших материалов года, автор был поощрен командующим Киевского военного округа. Авторитет КВИРТУ продолжал расти. Наш коллектив знала уже почти вся страна и многие зарубежные государства. На редкость целеустремлённым был путь училища к признанию. Хотя специально этого никто не добивался. Коллектив всегда делал то, что считал должным, без чего не мог качественно обучать и воспитывать высокопрофессиональных военных инженеров. Училищу было поручено подготовить справочник по "Основам радиолокационной техники" для офицерского состава РТВ. Этот монументальный труд восемнадцати учёных и преподавателей КВИРТУ, ёмкостью 768 страниц, вышел в военном издательстве в 1967 году, тираж 65000 экземпляров, и стал настольной книгой не только для инженеров-радиотехников нашей страны, но и многих государств социалистического содружества, которые перевели справочник и переиздали.

   Чтобы у читателя не сложилось мнение, что коллектив ВУЗа работал без ошибок, что всё шло гладко, как по маслу, сообщаю – это не так. В многотысячном коллективе имели место и грубые нарушения воинской дисциплины, и даже чрезвычайные происшествия (ЧП). За пятилетний цикл обучения на каждом факультете отсеивалось, отчислялось из училища, 4-6% слушателей по разным причинам: неуспеваемость, недисциплинированность, нежелание стать кадровыми офицерами. Совет училища внимательно разбирался с каждым слушателем и рекомендовал к отчислению только тех, с кем уже было бесполезно работать в учебном плане или воспитательном. Отчисляли со всех курсов, иногда даже приходилось расставаться с круглыми отличниками, не желающими посвятить свою жизнь службе в армии или грубо нарушившими воинскую дисциплину. Это был, конечно, брак в работе коллектива, его всячески стремились минимизировать. Но без оздоровительной и систематической профилактики нельзя добиться высоких результатов в подготовке профессиональных военных кадров. И коллектив это отлично понимал. Мы были наполнены счастьем содержательного и активного образа жизни советских людей, сами жили этой жизнью, поэтому и старались отдать все свои силы и знания на благо любимой Отчизне, которая никого из нас не забывала. Так заместитель начальника училища по учебной и научной работе Шишонок Н.А. стал профессором, а Совет Министров СССР присвоил ему высокое воинское звание генерал-майор ИТС. Ростунов Т.И. и Коваленко И.А. были избраны делегатами на 22 съезд КПУ, который доверил нашему начальнику училища Ростунову Т.И. представлять коммунистов Украины на 23 съезде КПСС, проходившем в Москве 29 марта - 8 апреля 1966 года. Этим, конечно, косвенно была отмечена и заслуга всего коллектива ВУЗа.

   По плану в училище регулярно происходила замена кадров, выслуживших установленные законом сроки воинской службы. Вместо генерала Румянцева первым заместителем начальника училища стал генерал-майор ИТС Платонов И.Г. Грамотный, опытный, честный и исключительно работоспособный руководитель, он пять лет командовал Красноярским радиотехническим училищем ПВО. Благодаря его целеустремлённой и кропотливой работе, конечно же, вместе с коллективом кафедры физкультуры и спорта, которую в это время возглавлял подполковник Камболов В.С., из года в год стали расти достижения КВИРТУ в спорте и качестве физической подготовки наших выпускников. Регулярно проводились училищные спартакиады, соревнования по отдельным видам спорта среди офицеров постоянного состава. Сборные спортивные команды училища активно участвовали в соревнованиях различного уровня. В 1967 году КВИРТУ заняло 3 место в спартакиаде ВВУЗов МО СССР и первое место среди ВВУЗов войск ПВО страны. Наши спортсмены были первыми по баскетболу, волейболу, тяжелой атлетике, стрельбе в Киевском военном округе и гарнизоне. Отличался личный состав училища и хорошей строевой подготовкой, командующий КВО неоднократно поощрял участников военного парада на Крещатике, в столице Украины. Да, верна и мудра пословица: "В здоровом теле - здоровый дух".

   Произошли изменения и в учебном отделе, начальника отдела полковника Миленина заменил кандидат технических наук, доцент, инженер-подполковник Кравцов Р.А. Он прибыл из Харьковской радиотехнической академии ПВО. Энергичный, грамотный, опытный педагог и беспокойный офицер. По его инициативе в училище в 1968 году был открыт двухгодичный Университет педагогики и психологии, главная задача которого - повышение педагогического мастерства молодых педагогов и адъюнктов. Роберт Андреевич возглавил этот Университет, привлёк для работы в нём самых опытных педагогов ВУЗа. Через стены Университета, работавшего на общественных началах, прошли сотни молодых людей, ставшими в последствии замечательными педагогами. Автор этого очерка тоже познавал сложности и тонкости педагогики и психологии в училищном Университете. В это же время училище стало готовить военных инженеров ещё по двум специальностям: радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия. Задача была возложена на кафедру импульсной техники под руководством к.т.н., доцента, инженер-полковника Спиридонова Н.С., ставшего потом доктором наук, профессором. Опытный, высокопрофессиональный коллектив в составе: кандидатов технических наук, доцентов, инженер-полковников Базь Г.А., Осипова В.П., Полянского К.К. и молодых педагогов: инженер-майоров Баклашова П.И., Муромцева Г.П., Сафронова М.К. и Смирнова Ю.А. с поставленной задачей справлялись весьма успешно. Потребность в вышеназванных специалистах постоянно росла, поэтому позже в училище были созданы ещё две профилирующие кафедры: радиотехнической разведки, которую возглавил молодой, перспективный учёный и педагог, к.т.н., доцент, полковник-инженер Смирнов Ю.А., и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), её руководителем стал к.т.н., доцент, полковник-инженер Сафронов М,К. Эти коллективы активно стали работать в новых для училища научных направлениях и добились в дальнейшем больших успехов. Смирнов Ю.А. стал ведущим специалистом ГРУ, доктором технических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы УССР, автором 60 изобретений и более 180 научных работ, лично подготовил 11 кандидатов наук, награждён орденом " Красной Звезды". А на кафедре РЭБ защитил докторскую диссертацию полковник-инженер Рожков Л.И., семь человек стали кандидатами наук, коллективом было получено 37 авторских свидетельств на изобретения и подано 349 рационализаторских предложений. Рожкову Л.И. второму в училище и республике были присвоены два почётных звания, заслуженный рационализатор и заслуженный изобретатель УССР. Начальник кафедры Сафронов М.К. был награждён знаком Министерства высшего и среднего специального образования СССР "За отличные успехи в работе".

   В июне 1969 года генералу Ростунову исполнилось 60 лет. Юбилей начальника коллектив отметил достойно. Тимофей Иванович пользовался большим авторитетом в ВУЗе. Человек дела, с твёрдым характером и особым чутьём нового. При нём КВИРТУ стало одним из лучших военных ВУЗов страны. Слава о наших выпускниках перешагнула рубежи отечества. А работа учёных училища неоднократно отмечалась высокими правительственными наградами, поощрялась МО СССР и Главкомом войск ПВО страны. Постоянно рос уровень мастерства профессорско-преподавательского состава. В 1969 году в училище уже работало 6 докторов и 97 кандидатов наук, 8 профессоров и 89 доцентов. Но годы для человека есть годы, а в армии они особо заметны. В декабре 1969 г. коллектив КВИРТУ проводил Ростунова Т.И. на заслуженный отдых. Начальником училища был назначен кандидат технических наук, старший научный сотрудник, генерал-майор ИТС Трофимчук М.И., лауреат Ленинской премии, который многие годы успешно возглавлял один из самых больших и авторитетных испытательных полигонов страны - Балхашский.

<<< НАЗАД

ДАЛЕЕ >>>
Сайт управляется системой uCoz