КАФЕДРА - ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ВУЗа

У работников высшей школы это утверждение не вызывает сомнений. Мне довелось 15 лет руководить кафедрой РИИС (радиотехнических измерительно-информационных систем) КВИРТУ ПВО (Киевского высшего инженерного радиотехнического училища противовоздушной обороны). Любой ВУЗ располагает большим количеством кафедр, например, у нас их было 24, которые можно подразделить на три категории: общеобразовательные, научно-специальные и профилирующие. Именно в такой последовательности и тесном взаимодействии работы всех кафедр, ВУЗ и осуществляет непрерывно-последовательную подготовку специалистов.

Знания, полученные на общеобразовательных кафедрах, создают научную базу, необходимую для последующего освоения основ теорий специальных дисциплин. Качественное овладение специальной теоретической подготовкой определяет научный уровень будущего специалиста. Этот уровень непрерывно наращивается на профилирующих кафедрах. Здесь обучаемые продолжают углублять научную специальную подготовку, приобретают практические навыки работы и решения сложных профессиональных задач, приобщаются к научным исследованиям и изобретательскому творчеству, т.е. окончательно формируются как специалисты, глубоко знающие и любящие своё дело. Из изложенного видно, что именно профилирующим кафедрам отводится исключительно важная роль при подготовке специалиста и воспитании личности, чтобы молодой человек, после окончания ВУЗа, смог быстро и уверенно приступить к самостоятельной профессиональной работе и активной жизни. Качественное решение этой сложнейшей задачи определяется многими составляющими, но в первую очередь ? общешкольной подготовкой обучаемых, профессионализмом профессорско-преподавательского состава, возможностями учебно-лабораторной базы, содержанием и единством учебного, научного и воспитательного процесса на кафедре и в ВУЗе в целом.

Высокопрофессиональный, творческий коллектив КВИРТУ был широко известен не только в масштабе СССР, но и далеко за его пределами. В училище работало 13 докторов и 146 кандидатов наук. Дела и успехи постоянного состава и выпускников училища широко освещались в ведомственной, республиканской и всесоюзной печати. Перенимать опыт работы коллектива нашего ВУЗа, по разработанному под руководством начальника училища генерал-лейтенанта Ростунова Т.И. и внедренному в учебный процесс методу программированного обучения и широкого применения ЭВМ, приезжали в Киев работники высшей школы с очень многих городов Союза, а также Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии и Чехословакии. А Справочник по основам радиолокационной техники, ёмкостью в 768 страниц, подготовленный группой педагогов и учёных КВИРТУ, в которой был и автор этих строк, вышедший из печати в 1967 году тиражом в 65000, стал настольной книгой для слушателей, студентов и инженеров радиотехников.

Характер профилизации обучения в училище за годы его существования отражал основные этапы послевоенного развития радиолокационных станций, комплексов в радиотехнических войсках и электронных систем для управления воздушным боем и операций войск ПВО. Быть на уровне стоящих перед войсками ПВО страны задач, которые в мирное время осуществляли боевое дежурство по охране воздушных рубежей отчизны, идти в ногу со временем ? таков был один из важнейших принципов развития профилирующих кафедр в КВИРТУ.

Послевоенная история СССР ? непрерывный поиск адекватного ответа нашему идеологическому противнику, США, защита от технологического и военного превосходства Запада. Поэтому темпы развития вооружения были чрезвычайно высокими. Моральное старение различных образцов оружия с каждым годом значительно ускорялось. Следовательно, в преимущественном положении оказывалась та страна, которая могла создавать быстро и качественно более эффективное оружие, действующее на новых физических принципах. А уникальность нового вооружения серьёзно усложняла задачи его натурных испытаний, которые решались на специально создаваемых полигонах и базах.

Основным источником информации о поведении, состоянии и эффективности испытываемого оружия в динамике его действия являются измерительно-информационные системы (ИИС) этих полигонов и баз. В связи с жёсткими требованиями сокращения временных и экономических затрат на испытания и сроки создания новых серийных образцов оружия и техники особое внимание уделялось повышению как оперативных, так и точностных возможностей ИИС, а также грамотной эксплуатации её высокоточных и дорогостоящих систем и комплексов. Поэтому в начале 60-х годов возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных военных инженеров для испытательных полигонов и баз.

Эта задача и была возложена на КВИРТУ директивой Главкома войск ПВО страны от 8 августа 1962 года, в которой предписывалось училищу, начиная с 1962/63 учебного года, готовить ежегодно для испытательных полигонов 40 военных инженеров по специальности "Радиотехнические системы внешнетраекторных измерений и телеметрии". Специальность совершенно новая для ВУЗа, а времени для подготовки учебного процесса было всего три недели. И вот в этот предельно сжатый срок необходимо было срочно решить ряд сложнейших организационных, методических, практических и кадровых задач.

Надо прямо сказать, что за такой короткий отрезок времени, казалось, невозможно всё это решить. Но благодаря огромному педагогическому опыту, исключительному энтузиазму, инициативе и работоспособности инженер-полковника Селянина С.Н., кому было поручено воплотить в жизнь директиву Главкома, 1-го сентября 1962 года КВИРТУ приступило к подготовке военных инженеров для испытательных полигонов и баз. По решению командования училища была создана внештатная кафедра "Внешнетраекторных измерений и телеметрии", которую и возглавил один из лучших методистов ВУЗа Селянин С.Н. А преподавателями были назначены молодые, хорошо зарекомендовавшие себя в училище и на испытательных полигонах, офицеры: кандидат технических наук, инженер-майор Чех Ю.Е., только окончивший училище с отличием инженер-майор Николаев А.Я.. инженер-капитаны Ермаков И.Г., Кучеров А.С., Строгонов В.И., старшие инженер-лейтенанты Бороденков А.М. и Иванов В.А. Этот малочисленный, но инициативный и энергичный педагогический коллектив проделал огромную работу по организации и проведению учебного процесса, созданию лабораторной базы, подготовки и изданию учебных и наглядных пособий, развёртыванию и вводу в строй полевого измерительного центра в Лютеже, а также организации научных исследований. Здесь хочу отметить и большую роль в становлении новой специальности заместителя начальника 4-го ГУ МО СССР по научно-испытательной работе, кандидата технических наук, генерал-лейтенанта Мымрина М.Г. и начальника службы измерений этого Главка, инженер-полковника Гросмана Б.Ф., много сделавших в вопросах оснащения кафедры специальной техникой, установления деловых контактов с испытательными полигонами, научно-исследовательскими институтами и заводами-изготовителями высокоточных измерительных станций и комплексов.

В июне 1963 года по новой специальности училище закончил 41 офицер, которые были направлены для дальнейшей службы на испытательные полигоны и командно-измерительные пункты испытательной базы. Этот первый выпуск нам особо дорог, ибо вместе со слушателями коллектив кафедры создавал учебно-лабораторную и полевую базы, обучал молодых офицеров новой профессии и сам учился сложному педагогическому мастерству. Наши питомцы хорошо зарекомендовали себя на практической работе, в дальнейшем многие из них стали крупными специалистами. Особо хочу отметить инженер-капитана Ворону Б.Ф.. который, как отличный инженер и офицер, успешно продвигался по службе, командовал специальной воинской частью, был награждён двумя орденами, медалью за "Боевые заслуги" и стал генерал-майором, гордостью нашего коллектива и ВУЗа. А инженер-капитана Машкова В.В., окончившего училище с отличием, командование оставило на кафедре, он возглавил лабораторию и очень много сделал в деле повышения практической подготовки будущих военных инженеров для испытательных полигонов. А в дальнейшем Владимир Васильевич стал замечательным педагогом.

В 1964 году в адъюнктуру училища по специальности "Радиотехнические системы внешнетраекторных измерений и телеметрии" с Балхашского испытательного полигона ПВО прибыл старший инженер-лейтенант Козлов Н.Н. С этого времени на кафедре начались серьёзные научные исследования как по совершенствованию средств траекторных измерений, так и методов математической обработки результатов натурных испытаний. Сотрудниками кафедры были защищены четыре кандидатские диссертации, получены пять авторских свидетельств на изобретения и впервые в стране по нашей специальности издан учебник, авторы Козлов Н.Н. и Селянин С.Н. Так в училище образовалась новая научная школа.

В составе внештатного коллектива, под руководством полковника-инженера Селянина С.Н., кафедра сделала десять выпусков. На наших воспитанников за это время в училище не поступило ни одного отрицательного отзыва. Селянин был награждён медалью "За боевые заслуги". А в конце 1972 года он ушел в запас. Новый начальник училища генерал-лейтенант Трофимчук М.И. добился, что в июле 1973 года приказом Главкома войск ПВО страны в КВИРТУ была создана штатная кафедра РИИС (Радиотехнические измерительно-информационных системы), которую возглавил один из основателей этой специальности в ВУЗе, кандидат технических наук, доцент полковник-инженер Кучеров А.С. На фотографии №1— сотрудники кафедры РИИС.

Начался второй этап творческой деятельности коллектива, перед которым стояла ответственная задача ? не только сохранить педагогические успехи предыдущих лет, но и преумножить их. Особая личная ответственность за честь коллектива и судьбы будущих военных инженеров, которым предстояло служить и работать в сложных морально-бытовых и климатических условиях на испытательных полигонах, а также неудовлетворённость тем, что ещё далеко не на 100% использовались потенциальные профессиональные возможности каждого сотрудника кафедры, вот это и стало движителем в нашей дальнейшей работе. И к чести всех, от лаборанта до начальника кафедры включительно, мы с задачей постоянного совершенствования учебного процесса, воспитания и качества подготовки военных инженеров-испытателей справлялись успешно.

Результаты работы кафедры РИИС стали известны командованию МО СССР и Министру высшего и среднего специального образования страны. О педагогическом новаторстве, опыте и успехах нашего коллектива неоднократно писали газеты МО СССР: "Красная Звезда", "Ленинское Знамя", "На страже", журналы: "Вестник Высшей школы", "Вестник ПВО", "Техника и Вооружение". Авторами статей, кроме начальника кафедры РИИС, были: первый заместитель начальника ГУ ВВУЗ МО СССР генерал-лейтенант, профессор Лыков И.А., заведующий кафедрой КГУ член-корреспондент АН УССР Горбань С.И., начальник КВИРТУ генерал-лейтенант, кандидат военных наук Поляков Н.К., заместитель начальника училища по учебной и научной работе полковник, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки УССР Егоров Б.М., начальник кафедры марксизма-ленинизма полковник, доктор исторических наук, профессор Вокалюк В.С., начальник политического отдела училища полковник Петроченко В.С., корреспондент газеты "Красная Звезда" полковник Ляпкало Б.Н. и другие. О высоком авторитете коллектива говорит и тот факт, что кафедру РИИС посещали и всесторонне знакомились с её работой: заместитель МО СССР по ВВУЗам, главный маршал бронетанковых войск, доктор военных наук, профессор Ротмистров П.А., Главнокомандующий войсками ПВО, главный маршал авиации Колдунов А.И., начальник Главного штаба войск ПВО, генерал-полковник авиации Мальцев И.М., заместитель Главкома войск ПВО по ВВУЗам, генерал-полковник авиации Абрамов В.Н. и многие другие военачальники и именитые учёные страны, например, академик АН СССР Берг А.И. На Фотографии №2 — Главком войск ПВО Колдунов А.И. на кафедре РИИС. Главнокомандующий приказал нам познакомить с разработанной на кафедре и внедрённой в учебный процесс необычной комплексной системой обучения и воспитания слушателей и курсантов начальников ВВУЗов войск ПВО и их заместителей по учебной и научной работе. В училище специально были проведены по этому вопросу методические сборы с командованием ВВУЗов войск ПВО.

Комплексная система объединила в единое целое: самостоятельную работу обучаемых в специализированных лабораториях кафедры под руководством преподавателей-воспитателей, широкое применение новых методов изложения учебного материала (программированного ? с фронтальным контролем качества усвоения, проблемного ? с регулярной постановкой на лекциях неразрешённых профессиональных задач и коллективное их решение, устно-графического ? с ведением граф-конспектов, значительно улучшавших освоение учебных дисциплин), комплексирование видов практических занятий с наложением меняющегося по времени тактического фона при натурных испытаниях, непрерывное наращивание в течение пятилетнего цикла обучения слушателями и курсантами методической, командной подготовки и практических навыков, начиная от оператора и до инженера-начальника станции включительно, трехступенчатую, с первого по пятый курсы, профессионально-творческую работу в военно-научном кружке с учётом учебных и научных задач как коллектива кафедры, так и каждого обучаемого, прозрачную конкурсную методику назначения выпускников на первичные офицерские инженерные должности после защиты дипломных проектов, отслеживание службы воспитанников в специально разработанных альбомах-репортажах с целью воспитания нового поколения и приглашения хорошо зарекомендовавших себя на практической работе выпускников в адьюнктуру кафедры. Эта кропотливая, целенаправленная творческая работа коллектива позволила нам добиться, что учёба молодых людей стала увлекательным и желательным процессом, естественной потребностью самовыражающихся личностей.

А вот и результаты нашей многолетней сложной работы. Всего по специальности кафедры РИИС ВУЗ сделал 37 выпусков, подготовив около тысячи военных инженеров для испытательных полигонов и баз страны. Именно страны, так как выпускники училища по специальности кафедры назначались для дальнейшей службы не только на испытательные полигоны и базы войск ПВО, но и других видов Вооруженных Сил, ВМФ, ВВС и Сухопутные войска. Тридцать восемь наших воспитанников окончили КВИРТУ с золотой медалью, 186 человек ? с “красным” дипломом, то есть каждый четвёртый заканчивал училище на “отлично”, 100% выпускников уходили в войска рационализаторами, а 5% ? изобретателями с серьёзным опытом научной работы. Таких результатов ни одна другая профилирующая кафедра ВУЗа не смогла добиться.

Очень многие наши выпускники в дальнейшем становились ведущими специалистами на испытательных полигонах, базах и в научно-исследовательских институтах. С удовольствием назову фамилии только некоторых из них: генерал Ворона, полковники Мельников, Осадчих, Пицык, Смирнов, Соколов, Шабанов, подполковники Гнатюк, Ильин, Кушнир, Пека, Поляков, Федий, майоры Кривошлык, Луба, Мокин, Прилепов, Радченко, Слепендяев, капитаны Балута, Дручило, Жулым, Ивченко, Константинов, Чернов, Шевырёв, старшие лейтенанты Ельцов, Лысенко, Маркин, Разумов, Рахманин, Чунарёв, лейтенанты Гриненко, Грос, Ефремов, Захарий, Мезенцев, Цуканов и многие, многие другие. Тридцать восемь наших воспитанников (сведения на конец 1999 года) стали кандидатами технических наук, а Козлов Н.Н. и Пицык В.В. ? докторами наук, профессорами. Одному было присвоено воинское звание генерал-майор, 193 выпускника дослужились до полковника, служба и труд 312 человек отмечена Родиной орденами и медалями.

И сотрудники кафедры за свою работу систематически поощрялись командованием училища, Киевского военного округа, Войск ПВО. Поощрения были разнообразные: ценные подарки, грамоты, денежные премии, благодарности. Многие офицеры кафедры были выдвинуты на вышестоящие должности, повышались в воинских званиях: Бороденков, Чех, Иванов, Машков, Тесленко, Варфоломеев, Покальчук, Голдаев, Чалый, Попов, Матвиенко, Сердюк, Шуляк, Щетинин, Козлов. Последний был также награждён орденом "Красной Звезды".

На кафедре подготовлено: 16 кандидатов и один доктор технических наук, два профессора. Сотрудниками выполнено 49 научно-исследовательских работ, в училище, на испытательных полигонах и КИП базы внедрено 1246 рационализаторских предложений и получено 36 авторских свидетельств на изобретения, подготовлено и издано два учебника и 29 учебных пособий, четыре монографии, опубликовано 289 научных статей в ведомственных, республиканских и Всесоюзных издательствах, в том числе в трудах АН УССР и АН СССР. 100% офицерского состава кафедры имели опыт работы на испытательных полигонах, 80% из них были мастерами военной квалификацию, а стальные ? специалистами 1 класса, 70% преподавательского состава имели ученые степени, а 40% из них ? и учёные звания.

Коллектив на протяжении многих лет осуществлял плодотворное научное сотрудничество с многими авторитетнейшими организациями страны: Лётно-испытательным институтом Министерства авиационной промышленности СССР (лабораторией, которой руководила одна из создателей теории оптимального построения ИИС испытательных полигонов, Лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор Знаменская А.М.), Физическим институтом АН СССР (лабораторией мощных лазеров, возглавляемой Лауреатом Нобелевской премией, академиком Басовым Н.Г.), СНИИ-45, которым руководил отлично знавший нужды испытательных полигонов, Лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор генерал-лейтенант Пенчуков И.М., Балхашским и Капустинярским испытательными полигонами ПВО, Главной астрономической обсерваторией АН УССР (отделом, которым руководил доктор физико-математических наук, профессор Гуртовенко Э.А.), Киевским Государственным университетом (факультетом технической кибернетики). Под руководством академика АН УССР Ляшко И.И. и совместно с сотрудниками КГУ нами были подготовлены и изданы четыре монографии по новому научному направлению "Математическое обеспечение сложного эксперимента".

Но самым лучшим индикатором качества работы являются отзывы командиров о службе наших выпускников и отзывы наших воспитанников о коллективе кафедры. Приведу только один пример из сотен, приходивших на кафедру и в училище отзывов. Вот что написал в альбоме-репортаже лейтенант Кругляк В.В., проходивший, после выпуска из училища, службу на испытательном полигоне в Капустином Яре: "Для меня посещение кафедры РИИС ? возвращение в отчий дом. Может быть кому-то покажется, что слишком сильно сказано, но это действительно так и есть. Честно признаюсь, увидев начальника нашей родной кафедры, я испытал не меньшее волнение и радость, чем при встрече в аэропорту с отцом. С огромным вниманием вглядывался в лица преподавателей, офицеров и работников лаборатории, как приятно было видеть, что они такие же бодрые, жизнерадостные, готовые отдать всё, чтобы помочь своим воспитанникам, Я в своей жизни ещё мало что видел и познал, но один эталон у меня уже есть, это дружный. высокопрофессиональный и исключительно внимательный к военной молодёжи коллектив кафедры РИИС. Большое спасибо всем сотрудникам за то, что они сделали для меня лично и всей нашей учебной группы, чтобы мы стали не только грамотными инженерами, но и порядочными людьми...". Такие тёплые слова воспитанников очень радовали, но и обязывали нас работать ещё лучше, исключать даже малейший брак. Ведь в педагогике нет предела в совершенствовании профессионального мастерства и здесь всегда надо всё начинать сначала.

За особые успехи в педагогической работе начальника кафедры РИИС Министр высшего и среднего специального образования СССР наградил знаком "За отличную работу в ВУЗе", ЦК ВЛКСМ ? почётной грамотой и специальным нагрудным значком, Президиумом Верховного Совета СССР ? орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах" 3-й степени. А Высшая Аттестационная Комиссия при Совете Министров СССР присвоила, по ходатайству Совета КВИРТУ и Главкома войск ПВО, Кучерову А.С. учёное звание "профессор".

В апреле 1988 года исполнилось 35 лет КВИРТУ, политический отдел выпустил праздничную газету, которая почти вся была посвящена нашему коллективу как одному из лучших учебно-научных подразделений ВВУЗа. А в ноябре 1988 года, прослужив 40 лет в Советской армии, я был уволен в запас. Дела передал одному из воспитанников нашей кафедры, кандидату технических наук, доценту полковнику Сердюку В.Г., который пытался продолжить хорошие кафедральные традиции. Но вскоре распался Советский Союз, а самостийной Украине военные инженеры в таком количестве, как готовил наш ВВУЗ, оказались не нужны. Произошло резкое сокращение постоянного и переменного состава КВИРТУ, потом наше училище объединили с Киевским высшим училищем связи, назвав объединенный коллектив военным институтом. А в августе 1999 года этот военный институт прекратил своё существование. Последние два года кафедрой руководил один из опытнейших учёных и педагогов КВИРТУ, заслуженный деятель науки УССР, доктор технических наук, профессор полковник Гостев В.И. Так печально закончилась история и кафедры РИИС, и одного из лучших ВВУЗов страны, КВИРТУ ПВО. Конечно, нельзя жить прошлым, но знать его обязательно надо, чтобы успешней двигаться вперёд. Не забывая, что активным и достойным гражданином отечества становится только тот человек, кто является профессионалом своего дела и знает историю страны.

 

 

Профессор Кучеров А.С.

21.10.2000 г.

Сайт управляется системой uCoz