ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРЕПЯТСТВИЙ


<<< НАЗАД

ДАЛЕЕ >>>

   После выпуска, в конце июня 1974 года, начальником училища был назначен 54 летний генерал-майор Линник А.В., вся служба которого проходила в войсках ПВО. Он пришел к нам с должности начальника штаба РТВ, естественно, о специфической и сложной работе коллектива ВУЗа ничего не ведал. До войны он окончил среднее военно-прожекторное училище, а в шестидесятые годы - заочно Харьковскую радиотехническую академию. Внешне он выгодно отличался от Трофимчука. Строен, подтянут, чувствовалась военная и спортивная жилка. И действительно в молодости Линник серьёзно занимался акробатикой. Но несмотря на это, спорт он почему-то не любил. Малодоступный, сугубо армейский генерал, зорко видящий всё, что лежало на поверхности и не соответствовало уставным требованиям или его личным представлениям о порядке. Он сразу почувствовал, что в коллективе ВУЗа надо как-то менять свои привычные армейские методы работы, но как это сделать, не знал, а учиться начальники, как правило, не любят. Поэтому они занимаются тем, что умеют делать, не обращая внимание на то, что необходимо делать на новом месте службы и работы. А ведь давно замечено, что ничто так не проверяет человека, как сложность решаемых им задач. Линнику очень повезло, он возглавил КВИРТУ, когда высококвалифицированный коллектив ВУЗа работал как хорошо отлаженный механизм, без сбоев, уверенно выдавая ежегодно отличную продукцию по всем координатам своей деятельности. Правда, злополучный приказ МО СССР, о котором говорилось выше, серьёзно подорвал авторитет инженерных ВВУЗов. Это почувствовалось сразу. Например, конкурс в наше училище резко упал, с 7 до 2 человек на место. Естественно, на первые курсы стали принимать юношей, менее подготовленных к обучению в инженерном ВВУЗе, чем раньше. Надо было обязательно добиваться коррекции этого приказа и несколько менять систему обучения и воспитания теперь уже курсантов, чтобы в дальнейшем не снижался уровень качества подготовки выпускников КВИРТУ. Но новый начальник явно так далеко не хотел вглядываться в будущее или не умел. Он, чисто по-солдатски, приступил к исполнению обязанностей не ректора, а командира, иронически заметив, что утомлённый научными и педагогическими проблемами профессорско-преподавательский состав КВИРТУ надо взбодрить.

    И вместе со своим первым заместителем, полковником Войтенко В.А., который тоже прибыл из РТВ, они стали активно внедрять армейские порядки в жизнь коллектива училища, наводить внешний лоск и чистоту в помещениях и на территории, проводить разводы на занятия и строевые смотры. Затем взялись за повышение мобилизационной готовности коллектива и экипировку тревожных чемоданов офицеров и прапорщиков. Начали объявлять ночные тревоги, проводить командно-штабные игры с выездом в соединения и части Киевской армии ПВО и один раз в месяц устраивали торжественную вечернюю поверку для всего личного состава училища. ВУЗ заставляли жить полковой жизнью. Естественно, это не нашло поддержки в коллективе, особенно профессорско-преподавательского состава. Первым подал рапорт об увольнении в запас самый авторитетный учёный училища, доктор технических наук, профессор, полковник-инженер Вавилов Е.Н. Не сочли возможным работать с Линником и начальники факультетов, опытные педагоги и учёные, полковники-инженеры Педак А.М. и Хелидзе Г.А. На их место прибыли из войск бывшие командиры полков Буровенко А.В. и Рахимкулов Р.М. Офицеры добросовестные, но на должности деканов факультетов явно не подходили. Они, как и следовало ожидать, самоустранились от учебно-методической, научной работы и руководством профилирующих кафедр, сведя должность начальника факультета до командира курсантского батальона со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Уволился в запас и начальник отдела кадров полковник Бочаров П.Н.. грамотный и принципиальный офицер. Вместо него был назначен подполковник Соколов А.Д. тоже из войск, имевший среднее образование и готовый выполнять любые кадровые перестановки по заданию начальника училища. По возрасту уволили в запас и начальника политического отдела генерал-майора Дмитренко А.Н., который явно был неудобен для Линника. Как настоящий комиссар Дмитренко всё держал под строгим партийным контролем. Его заменил молодой и энергичный полковник Роднев В.С., грамотный политработник, который сразу понял сложность своего положения, поэтому молча согласился с ролью очередного подыгрывающего игрока в команде Линника.

   А начальник училища всё дальше удалялся от настоящих дел коллектива ВУЗа. Заставил на факультетах и кафедрах с красных паркетных полов снять десятилетиями накопившуюся мастику и отлакировать их. Не все начальники стали заниматься этой абсолютно ненужной для ВУЗа работой, ведь цвет пола, так называемая "половая проблема", не влияла на подготовку военных инженеров и,   тем более, успехи в научной работе. Я так прямо и сказал Линнику об этом, когда он прибыл на кафедру и увидел, что с полами роботы не ведутся. Генерал оскорбился, но, наверное, и задумался, ведь он заставил заниматься простой работой по наведению лоска буквально всех. Профессорско-преподавательский состав начинал терять уважение, а это уже было опасно для ВУЗа. Всё чаще стали раздаваться голоса с критикой проводимых командованием многочисленных хозяйственных работ и военных мероприятий, которые часто съедали всё рабочее и свободное время у профессорско-преподавательского состава, нанося большой вред учебному процессу, методической и научной работе, закон сохранения энергии изменить ведь нельзя. Линнику пришлось прислушаться к нашему голосу, и он стал несколько сокращать чисто военные мероприятия.

   Председатель ГЭК генерал-майор Быков М.П. и прибывший в училище на торжество начальник РТВ генерал-лейтенант Береговой М.Т. высоко оценили результаты очередного выпуска военных инженеров. Они, конечно же, не знали, что эти успехи достигнуты не благодаря, а вопреки работе Линника и его окружения. Главный центр учебно-воспитательной и научной работы - кафедры, возглавляемые опытнейшими педагогами и учёными, стали действовать автономно, смело и квалифицированно решая государственную задачу по подготовке военно-инженерных кадров, не считаясь с затратой сил и времени. А результаты таковы: 94% выпускников 1976 года защитили дипломные проекты на "отлично" и "хорошо", 62% из них признаны ГЭК как имеющие практическую ценность для войск, НИИ и полигонов. 49 человек закончили училище с отличием, а 13-ти выпускникам были вручены Золотые медали. Линник получает очередное воинское звание "генерал-лейтенант", его амбиции ещё больше возросли. А ведь успех в обучении и воспитании будущих офицеров-инженеров не определяла отдельная личность, даже самая высокая по служебному положению, он прямо пропорционален профессионализму профессорско-преподавательского состава ВУЗа и активной, добросовестной работе обучаемых, что тоже достигалось на кафедрах. Но командование этого не желало замечать, Линник всячески старался унизить учёных-педагогов, уважаемых людей, на плечах которых держался авторитет ВУЗа. Особо он невзлюбил своего заместителя по учебной и научной работе кандидата технических наук, доцента, полковника-инженера Кравцова Р.А., который не одобрил его решение о назначении начальником учебного отдела подполковника Артемьева В.И., прибывшего из войск, не имевшего инженерного образования и опыта работы в ВУЗе. Начальник учебного отдела фигура в училище заметная, он должен быть не только опытным педагогом, но и учёным, чтобы грамотно руководить учебным процессом и научно-методической работой кафедр. На Совете училища громко высказал недовольство назначением Артемьева и начальник кафедры радиоприёмных устройств, доктор технических наук, профессор, полковник-инженер Волков В.М. Линник взорвался, воспринял критику, как вмешательство в его служебные дела. А через месяц Волкову исполнилось 50 лет, и он был уволен в запас. Этим несправедливым решением генерал как бы предупреждал всех начальников кафедр, что не потерпит оппонентов, даже самых заслуженных. Он не мог понять учёных, людей неординарных, талантливых, исключительно полезных и очень ранимых. Волков не смог перенести подобного отношения к себе, его сердце не выдержало, он умер, не успев даже получить пенсионного удостоверения. Коллектив ВУЗа был в шоке, хоронив самого заслуженного своего коллегу. Линник тоже ходил весьма хмурым, наверное, совесть мучила его, хотя юридически он был неподсуден. Открытых обвинений в адрес генерала не было, но скрытое недовольство его действиями в коллективе росло. А ведь известно, что самое сложное испытание для человека - испытание на терпение, которое в любое время может кончиться мощным психологическим взрывом. Но время шло, люди молчали и продолжали хорошо работать, ибо плохо работать им не позволяли совесть и профессионализм. Молчание же коллектива командование понимало по-своему, что многие педагоги и командиры хотят быть не только замечены начальником, но и отмечены командованием. И Линник понял, что настал момент, когда он может осуществить свою, казалось бы несбыточную, мечту, стать "доцентом" и, хотя бы по формальным признакам, приблизиться к учёным.

   Машина заработала. Тут же нашлись нужные люди, Артемьев, Войтенко и начальник кафедры тактики РТВ полковник Ткаченко В.И., которые подготовили Линнику необходимые документы. Совет училища, как загипнотизированный, почти единогласно, проголосовал ходатайствовать перед Высшей Аттестационной Комиссией при Совете Министров СССР за присвоение Линнику А.В. учёного звания "доцент" по кафедре тактики РТВ. И начальник получил это незаслуженное им учёное звание. Его высокомерие и чувство безнаказанности возросли во много раз. А тут ещё произошло весьма неординарное событие. В мае комиссия МО СССР осуществляла плановую проверку училища по спортивно-массовой работе. Это было серьёзное испытание и для коллектива, и молодого нового начальника кафедры физкультуры и спорта майора Голубева В.В., мастера спорта СССР. Целую неделю почти весь переменный и постоянный личный состав ВУЗа демонстрировал своё спортивное мастерство. И произошло почти чудо, коллектив КВИРТУ занял первое место по спортивно-массовой работе в ВС СССР. Первый раз за всю историю Советской армии инженерное училище оставило позади себя десантное, пограничные, общевойсковые училища, академии и даже физкультурный ВУЗ. Успех небывалый, все ликовали. Коллективу был вручен переходящий Кубок МО СССР и грамота. Начальника училища МО СССР наградил именным охотничьим ружьём, ценные подарки от Министра обороны также получили полковник Войтенко В.А., как председатель спортивного комитета, и майор Голубев В.В. Этот успех явно вскружил голову командованию и породил у них опасное для инженерного ВУЗа желание и впредь быть первыми в спорте. Но, чтобы выполнить это, надо было просто перепрофилировать училище на физкультурное. Но здесь всё же восторжествовал здравый смысл.

   Офицеров со средним образованием в войсках ПВО страны становилось с каждым годом всё меньше и меньше. Поэтому летом 1977 года в училище был расформирован заочный факультет, его начальника генерал-майора Бражника В.В. уволили в запас. А заочное отделение, которое ещё функционировало шесть лет, возглавил подполковник Полищук Л.И., сам слушатель-заочник. Правда, интересное назначение? Всего заочно в КВИРТУ получили инженерное образование около двух тысяч (1968 человек), офицеров из войск, два из них окончили ВУЗ с Золотой медалью, а 21 человек получили дипломы с отличием.

   После выпуска 1977 года молодых инженеров из стен КВИРТУ, убыл в войска с повышением в должности полковник Войтенко В.А., волевой офицер, не боявшийся брать ответственность на себя. Через полтора года он стал генерал-майором. А первым заместителем начальника училища был назначен Артемьев В.И., только получивший звание полковника. Виктор Иванович с удовольствием принялся исполнять чисто командирскую должность, ведь он так и не прижился в учебном отделе, который возглавил, после него, опытный педагог полковник-инженер Минаев В.А.

   Коллектив училища уверенно шел к своему очередному юбилею, 25-летию со дня образования КВИРТУ. Линник освободил своего заместителя по учебной и научной работе полковника-инженера Кравцова Р.А. от исполнения служебных обязанностей и приказал заниматься только подготовкой и изданием исторического очерка о ВУЗе. Началась работа и по реконструкции музея училища, чтобы показать "особо важную роль" в развитии КВИРТУ последнего начальника.

    На заседании Совета училища я доложил "О новом методическом приёме в воспитании курсантов и выпускников". Нами были разработаны и ежегодно создавались "Альбомы-репортажи" о выпускниках по специальности кафедры РИИС. В них мы старались наглядно и убедительно, с помощью фотографий и текста, показать абитуриентам, первокурсникам и их родителям сложный пятилетний путь обучения слушателей-курсантов в КВИРТУ, начиная от прохождения курса молодого бойца, принятия военной присяги и до дня выпуска из училища. Эти альбомы явились притягательной силой для выпускников, которые стали ежегодно по несколько десятков человек приезжать на кафедру, встречаться со своими младшими товарищами по учёбе, педагогами, а потом письменно оставлять в альбомах сведения о личных успехах, дельные советы преподавателям и курсантам, свои новые адреса, оценивать работу как коллектива в целом, так и каждого его сотрудника с позиции своего нового должностного положения и многих лет самостоятельной работы и службы. Таким образом, была установлена надёжная, прочная и взаимополезная связь кафедры со своими воспитанниками в войсках и на полигонах, что явилось дополнительным и эффективным средством воспитания курсантов. А с годами "Альбомы-репортажи" становились настоящим источником мыслей для совершенствования учебного процесса и подготовки выпускников. Поэтому неслучайно первый " Альбом - репортаж" был помещён в обновлённом музее училища и очень понравился Линнику А.В.

   Двадцатипятилетний юбилей училища был отмечен широко, праздник продолжался три дня. Два дня проходила юбилейная НТК, на которую были приглашены около трёхсот выпускников КВИРТУ разных лет и многочисленные гости из ВУЗов, НИИ, полигонов и войск. Коллектив отчитывался за четверть века своей работы. На секции нашей кафедры работал начальник СНИИ-45, доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии, генерал-лейтенант Пенчуков И.М., много лет прослуживший на испытательном полигоне в Капустином Яре. Он решил лично внимательно познакомиться с работой коллектива кафедры РИИС. Не буду приводить конкретных данных наших успехов в подготовке военных инженеров, методической, научной работе. Это хорошо изложено в вышедшем из печати историческом очерке "25 лет КВИРТУ ПВО". Ёмкая, на 375 страниц, красочно оформленная книга привлекла внимание и гостей, и коллектив ВУЗа. Но её нельзя было приобрести, так как вышла она с грифом "Для служебного пользования". Кравцов Р.А. с авторами хорошо поработали, но главным героем очерка почему-то оказался генерал Линник А.В.

   А Линник в честь юбилея училища, был награждён орденом "Трудового Красного Знамени". Труд полковника Артемьева В.И. отмечен орденом "Красной Звезды", а полковника Роднева В.С. - "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст., начальник кафедры тактики РТВ полковник Ткаченко В.И., тоже был награждён орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст. Орден "Красной Звезды" получил и доктор технических наук, полковник-инженер Богданов Г.Б. Коллектив ВУЗа был награждён второй раз Почётной грамотой Президиума Верховного Совета УССР, которую вручил на торжественном собрании личного состава командующий КВО генерал-армии Герасимов И.А. Потом Консул ГДР от имени своего правительства вручил коллективу КВИРТУ высшую награду республики, орден " За заслуги перед отечеством" в золоте, и под бурные аплодисменты присутствовавших прикрепил его к боевому знамени училища. Закончилось юбилейное торжество красочным спортивным праздником на стадионе КВО с участием всего личного состава училища и членов семей. Три дня встреч с выпускниками, коллегами, учёными из других многих организаций, обсуждение с ними учебных и научных проблем, а также совместное участие в радостных юбилейных мероприятиях ещё и ещё раз убеждали каждого в полноте нашей жизни и явились источником дополнительного творческого вдохновения для будущих успехов. А любовь к Родине и профессии делала нас сильными и счастливыми. И это далеко не пафос, а реальность, которая ежегодно подтверждалась высокими показателями нашей работы.

   Приведу результаты по выпуску 1978 года специалистов только по профилю кафедры РИИС. Наш коллектив готовил к выпуску одну 258 учебную группу в составе 30 человек. Все решенные дипломниками инженерные задачи были подтверждены экспериментами, во время дипломного проектирования пятикурсниками совместно с научными руководителями было подано 27 рационализаторских предложений и четыре заявки на предполагаемые изобретения. 21 человек защитили дипломные проекты на "отлично", 9 - на "хорошо". Командир группы, сержант Богаченко В.Н., окончил училище с Золотой медалью, девять выпускников получили дипломы с отличием. ГЭК признала, что все защищённые дипломные проекты имеют практическую ценность для испытательных полигонов и НИИ. По результатам учёбы, научной работы, защиты дипломных проектов и состояния воинской дисциплины 258 учебная групп заняла первое место в училище. Это был большой успех коллектива кафедры. В этом же году мы впервые применили конкурсную систему распределения выпускников на офицерские инженерные должности. Суть её - выпускник получал право на выбор места службы и должности согласно личному рейтингу, который определялся комиссией в составе: начальников кафедры и курса, преподавателя-воспитателя и научного руководителя. Критерии определения рейтинга: результаты учёбы, рационализаторской и изобретательской работы, научных успехов, защиты дипломного проекта, спортивных достижений, выполнения служебных, общественных обязанностей и воинской дисциплины. По личному рейтингу курсанты занимали соответствующие места в учебной группе, согласно которым выпускники и получали право выбора установленных Управлением кадров войск ПВО страны мест службы и первичных должностей. Система полностью прозрачная, чёткая и честная. У курсантов появился мощный стимул непрерывного профессионального совершенствования, она с восторгом была принята ими. А кафедре позволила полностью устранить так называемые "блатные" назначения со стороны начальства. Это очень не понравилось генералу Линнику А.В., который уже совсем забыл о существовании юридических и, тем более, нравственных законах. Он уже давно без всякого стеснения стал использовать своё высокое служебное положение в личных целях. Одна рабочая бригада, под руководством подполковника Гаврюка В.С., ремонтировала ему квартиру, другая, под контролем подполковника Нечипай Н.И., строила дачу. Начальника автослужбы, майора Петрусенко В.И., генерал командировал в г. Горький для покупки ему машины "Волги". И всё это было сделано, а расплатился Линник с офицерами очень своеобразно. Гаврюк и Нечипай, последний без высшего образования, незаслуженно были назначены на высокие должности и получили звание "полковник". А майор Петрусенко, тоже не имея высшего образования, стал преподавателем ВУЗа, получил очередное воинское звание. Естественно, делались эти назначения не без помощи начальника отдела кадров, подполковника Соколова А.Д., поэтому и его генерал отблагодарил по-барски, назначил на полковничью должность, заместителем начальника 2 факультета по учебной работе. Человек, не имевший высшего образования, должен был руководить докторами наук и профессорами. Это уже было полное пренебрежение учёными. Даже сам Соколов испугался такого грубейшего нарушения положения о подборе кадров для ВВУЗов, он больше месяца отсиживался в отделе кадров, пережидая негативную реакцию на своё назначение. А время шло, Соколов получил звание "полковник", но тут нагрянула комиссия Главкома войск ПВО страны. После двух недель проверки выводы комиссии были категоричны: генерал-лейтенант Линник А.В. занимаемой должности не соответствует, за использование служебного положения в личных целях комиссия рекомендовала привлечь его к партийной и дисциплинарной ответственности. Справедливость восторжествовала. В июне 1979 года Министр обороны Маршал Советского Союза Устинов Д.Ф. уволил Линника из армии без права ношения генеральского мундира и только с 50% пенсионным обеспечением. Он сурово был наказан и в партийном порядке, получив строгий выговор с занесением в учётную карточку. Но в училище никто не испытывал ни жалости, ни радости, наконец, закончилось "царствование" заурядного человека, препоны которого коллектив мужественно преодолевал в течение пяти лет. Для ВУЗа он ничего полезного не сделал, но многого добился для себя лично. Поэтому Линник покинул коллектив без проводов и даже прощания, чувство стыда испытывали многие. Да, к выбору и назначению руководителей любого ранга всегда надо подходить очень внимательно, ведь от их компетенции, порядочности, профессионализма и деловитости зависят успехи и жизнь больших и малых коллективов. Если бы Линник, избалованный славословием льстивого окружения, не потерял способности мыслить критически, прислушиваться к дельным советам и мог бы взглянуть на себя со стороны, может он сам ужаснулся бы, увидев в какую тёмную бездну влекли его авантюристические страсти, преследовавшие цель: сидеть на предоставленной вершине, упиваться славой за счёт результатов работы умных людей и грубо повелевать этими людьми. Жизнь справедливо карает подобных горе-руководителей. Правда, после увольнения из армии, используя связи и положение депутата городского Совета, Линник был назначен директором Киевского Дворца спорта. Да, таким людям всё равно какими коллективами руководить. Но должен заметить, что в этой должности Алексей Васильевич оказался на высоте. Правильно говорят, что у каждого человека своя служебная вершина в жизни.     Поэтому закончить этот раздел хочется словами мудрейшего персидского поэта и учёного Омара Хайяма:

Я в этот мир пришел - богаче стал ли он?

Уйду - великий ли потерпит он урон?

<<< НАЗАД

ДАЛЕЕ >>>
Сайт управляется системой uCoz